Россию отучают от монополизма. Киев предложил Вашингтону инвестировать в украинcкую добычу урана и модернизацию электростанций

На минувшей неделе Украина принимала министра энергетики США Семюэла Бодмена. Визитер совместно с украинскими коллегами должен был подготовить почву для дальнейших энергетических переговоров глав наших государств, а также обсудить мероприятия по диверсификации поставок в страну энергоносителей.

На встрече Кабмин предложил американцам поразмышлять над увеличением инвестиций в нашу энергетику. "Украина имеет достаточные запасы угля, однако ТЭС оснащены устаревшим оборудованием, которое не дает возможности полноценно использовать эти запасы. Кроме того, у нас есть большие урановые ресурсы. Поэтому мы заинтересованы в партнерах-инвесторах, которые помогли бы в разработке урановых месторождений и реконструкции теплоэлектроцентралей", — очертила направления возможных вложений премьер Юлия Тимошенко.

В минувшем году была начата подготовка корпоратизации госпредприятия "Восточный горно-обогатительный комбинат" (Желтые Воды, Днепропетровская обл.), владеющего 21 разведанным месторождением урана. Из них пока разрабатываются только три, они обеспечивают ежегодную добычу около 800 т окиси урана. Этот полуфабрикат поставляется в Россию, там обогащается и помещается в сборки ТВЭЛ, которые затем возвращаются в Украину. Поставки руды позволяют Киеву окупать около трети потребностей отечественных АЭС в топливе. Чтобы увеличить добычу уранового сырья, в 2003 г. была начата разработка нового Новоконстантиновского месторождения, считающегося крупнейшим в Европе по запасам уранового сырья. Выход этого рудника на мощность 3,5 тыс. т окиси в год требует около 200 млн грн., которые бывшее правительство планировало привлечь за счет корпоратизации ГОКа. Причем участвовать в этом собирались предложить российскому капиталу. Теперь же, судя по заявлениям премьера, власть готова привлечь к освоению Новоконстантиновского рудника еще и американские деньги. Такую позицию правительство объясняет уже традиционно — необходимостью диверсификации источников импорта топлива для АЭС, рынок которого сейчас монополизирован единственным российским производителем. "Вопрос диверсификации для нас самый важный. Переговоры, проведенные с США по этому вопросу, надеемся, позволят нам достичь определенной энергетической независимости", — пояснила г-жа Тимошенко.

Речь идет о начатом нынешней зимой масштабном украинско-американском эксперименте — первой в нашей истории поставке ядерного топлива из альтернативных источников. Харьковское СП "Вестрон" (украинское СП с американской компанией Westing-house plc) поставило системы мониторинга и нейтронно-физического расчета активной зоны реактора №3 Южно-Украинской АЭС. Затем в нашей стране совместно со специалистами американской корпорации был создан Центр проектирования активных зон реакторов. После того как украинские специалисты центра прошли трехгодичную подготовку в США, стороны начали проектирование комбинированной (смешанной) активной зоны указанного реактора Южно-Украинской АЭС, в которой может выжигаться топливо как российского, так и американского производства. Изначально Соединенные Штаты бесплатно поставили нам шесть имитационных топливных сборок, еще 42 Киев получит в ближайшие дни.

Как утверждает глава правления "Энергоатома" Юрий Недашковский, система поставок ядерного топлива во всем мире базируется на том, что компания — оператор АЭС закупает отдельно каждую составляющую ядерного топлива — продукцию уранодобычи, обогащения, конверсии и производства топливных сборок. "Наша же позиция в этом вопросе будет зависеть от опыта, который мы получим, изучая совместную работу ядерного топлива американского и российского производителей", — добавил он. По мнению г-на Недашковского, появившаяся у нашей страны возможность выбора при закупках топлива упростит в будущем ввод в эксплуатацию девяти новых энергоблоков (они должны заменить устаревшие реакторы, срок работы которых истечет через 10 лет). Поскольку в этом случае Киев сможет закупать как российские, так и американские реакторы.