Газовый развод. Кремль ввязался в очередную дорогостоящую строительную авантюру "Газпрома"

На прошлой неделе в Ганновере российская газовая монополия "Газпром" и немецкая компания BASF в присутствии федерального канцлера Германии Герхарда Шредера и президента РФ Владимира Путина подписали меморандум о взаимопонимании в вопросах транспорта и добычи газа. Впервые в истории российско-германских отношений крупный немецкий капитал допустили к приобретению нескольких крупных заполярных газовых месторождений природного газа (Ачимовского и Южно-Русского). Кроме того, документ возродил начатый в 2003 г. проект сооружения нового транспортного коридора для поставок газа в Европу в обход Украины — Трансбалтийского газопровода (ТБГ).

Общая стоимость этого мегапроекта после запланированного на 2007 г. завершения строительства составит $5,7 млрд. Газ будут качать под водой Балтийского моря по тысячекилометровому трубопроводу, который предполагается проложить от российского порта Выборг до немецкого Грайсфальда. Проектная мощность нового газопровода — 19 млрд куб. м в год. Если к нему решат присоединиться газотрейдеры Великобритании, Швеции и Финляндии, инициаторы строительства могут проложить подводные газопроводы-отводы к территориям этих стран и довести годовую мощность трубы до 30 млрд куб. м. Правда, пока проект поддержали крайне зависимые от "Газпрома" немецкая BASF и голландская Gasunie. Крупнейшая же европейская газоторговая компания E.ON, вероятнее всего, решила не участвовать в нем — поблагодарив "Газпром" за приглашение в партнеры по разработке Южно-Русского месторождения, она дипломатично ответила, что проект требует дополнительных расчетов.

Возможно, компания не захотела ввязываться в проект, который может стать политически проблемным. Внимание к этому привлек известный немецкий экономист Александр Рар, руководитель программ по России и СНГ Германского общества по внешней политике. "Это плохая новость для Украины, так как Германия с Россией в самом деле намерены строить огромный газопровод для транспортировки голубого топлива через Балтийское море непосредственно на западный рынок. Сейчас заложен краеугольный камень нового энергетического альянса между Германией и РФ — немцы перестали скептически относиться к газовому бизнесу, а Россия серьезно решила открыть собственный рынок газа и свои месторождения для немецких инвесторов", — заявил он.

Впрочем, Украина не сидит сложа руки. Этой зимой во время своего европейского турне Виктор Ющенко предложил Старому Свету ряд инициатив в газовой области. Основной упор тогда был сделан на необходимости срочного исправления перекосов в деятельности международного газового консорциума, который Украина, Россия и страны Европы в 2002 г. готовились создать для увеличения мощностей украинского транзита, но так и не осуществили задуманного. В последние годы президентства Леонида Кучмы Киев вместо создания консорциума в многостороннем формате вдруг изменил решение. В консорциум вошло всего два участника, а сам он был оформлен в виде общества с ограниченной ответственностью "Международный консорциум по развитию и реконструкции газовой системы Украины". В результате привлекательность этого проекта для европейцев практически свелась на нет к 2004 г.

Виктор Ющенко добился возобновления переговоров с европейскими газовыми компаниями E.ON, Rhurgas и Gas de France о преобразовании ООО если не в открытое акционерное общество, то хотя бы в полноценный многосторонний консорциум (в конце нынешней зимы делегации этих компаний посетили Киев и возобновили диалог с Украиной). Ко всему прочему глава нашего государства провел не менее продуктивные переговоры с президентом Туркменистана Сапармуратом Ниязовым, в ходе которых стороны определили, что, кроме европейских компаний, в капитале украинского газотранспортного консорциума должен участвовать и Туркменистан, обладающий гигантскими запасами газа. Министр топлива и энергетики Иван Плачков и новый глава НАК "Нафтогаз України" Алексей Ивченко лично донесли до Москвы новые украинские газовые инициативы. При этом наши визитеры еще и сообщили, что все подключившиеся к реабилитации идеи украинского международного газового консорциума стороны не против, чтобы он занялся расширением не только украинской, но и российской газотранспортной сети.

Как видно, Кремль решил жестко отреагировать на очередной "развод" с Украиной в вопросах развития международного транзита голубого топлива. Во главу угла нового выяснения газовых отношений с Киевом Кремль поставил старую политику запугивания строительством обходных газопроводов. Такое поведение на протяжении 90-х годов показало свою полную несостоятельность во время реализации аналогичных Трансбалтийскому газопроводу многомиллиардных газотранспортных проектов "Голубой поток" и Ямал–Западная Европа. Тогда Кремль благословил многомиллиардные вложения в заведомо убыточные газопроводы, а потом обнаружил, что по их маршруту нет крупных естественных подземных хранилищ газа, которые необходимы для коммерчески эффективного обеспечения поддержки высокого давления в трубах (по маршруту следования российского газа в Европу такие хранилища существуют только в Украине). В случае с проектом Ямал–Западная Европа в Польше было решено строить непомерно дорогое исскуственное хранилище. Его возводила Gas de Franсe, с которой "Газпром" был вынужден делиться прибылью от эксплуатации маршрута. С "Голубым потоком" возникли подобные технологические сложности, которые привели к удорожанию поставок газа по дну Черного моря. "Газпром" предложил Турции новые цены, та, естественно, отказалась, в результате чего "мегапроект" сейчас используется на 15–20% установленной мощности. Реализуя проект ТБГ, Москва вполне может наступить на старые грабли. Ведь ни в Швеции, ни в странах Балтии, ни в Дании крупных хранилищ газа тоже не существует.