Революционеры поняли друг друга. Новая иракская власть явно благоволит к Украине — нам светят более солидные экономические дивиденды за миротворчество
На прошедшей неделе правительственная делегация во главе с секретарем СНБО Петром Порошенко и руководителем профильного парламентского комитета Георгием Крючковым отправилась в Ирак, чтобы обсудить вопрос о выводе наших миротворцев из этой страны. Поездка стала хорошей возможностью прощупать почву на предмет возможного подписания нефтяных и военно-технических контрактов.
Петр Алексеевич вернулся из командировки явно довольным. А потому охотно делился с прессой своим мнением о перспективах украинско-иракского сотрудничества. Наконец прояснились детали недавнего заявления президентов Украины и Грузии о намерении совместными усилиями экспортировать электроэнергию в Ирак. "Виктор Ющенко поручил правительству разработать механизм этих поставок. Мы должны просчитать, сколько составят технические потери, сверить тарифы. Только после всех расчетов мы сможем ответственно заявить о начале проекта. Пока же можно говорить лишь о позиции Грузии, которая готова принимать нашу электроэнергию и в свою очередь по существующим сетям поставлять ее в Западную Турцию и оттуда в Ирак. Мы используем сезонность работы грузинской энергетики, которая базируется на ГЭС — летом там избыток электроэнергии, зимой, наоборот, дефицит", — рассказал "ДС" г-н Порошенко. По его словам, в Ираке к такому предложению отнеслись весьма благосклонно. "Там море нефти, но острый дефицит электроэнергии. Большинство электростанций разрушено, и почти вся нефтедобыча севера Ирака работает на турецком и иранском электричестве. Украине с Грузией есть резон предложить свои услуги. Пока вопрос поставок еще прорабатывается, мы предложили Ираку использовать большой украинский потенциал в производстве газотурбинных генераторов электроэнергии, которые могут работать прямо у скважин", — уточнил он.
Впрочем, журналистов больше интересовали нефтяные вопросы. "В ближайшее время будет проведено специальное заседание СНБО, на котором планируется рассмотреть целесообразность начала поставок нефти из Ирака в Украину, в том числе для заполнения нефтепровода Одесса–Броды. Мы собираемся обсудить предложения Минтопэнерго и НАК "Нафтогаз України" относительно маршрута транспортировки нефти. Есть выбор между турецким портом Джейхан и иракским терминалом Аль-Бакр возле Басры. Но все эти шаги не следует рассматривать как противопоставление сотрудничеству с Россией в этой сфере", — сказал Петр Порошенко. Еще одним нефтетранспортным проектом, который договорились реализовать Украина и Ирак, может стать восстановление однониточного реверсивного нефтепровода Багдад–Басра, спроектированного и построенного нашими предприятиями во времена Союза. Эта магистраль не имеет мировых аналогов — в зависимости от конъюнктуры мирового рынка нефтепровод может прокачивать более 30 млн т нефти либо на юг Ирака, для поставок на Дальний Восток, либо на север, откуда нефть направляется в Европу через терминалы Турции, Ливана и Сирии. Во время войны большинство насосных станций этого нефтепровода были разрушены, и теперь Украина получила шанс поучаствовать в его восстановлении.
Переговоры относительно оборонной сферы завершились подписанием меморандума о военно-техническом сотрудничестве, по которому Украина взялась продать Ираку стрелковые и тяжелые вооружения. В процессе постепенного вывода украинских миротворцев из Ирака намечено переложить с плеч Минобороны на ВТФ "Укрспецэкспорт" основную тяжесть работ по подготовке и вооружению подразделений иракской армии и сил безопасности. До сих пор крупнейшим украинским контрактом в этом направлении был сравнительно небольшой по нынешним иракским меркам $78-миллионный субподряд на поставку вооружений и автомобильной техники, необходимой для оснащения 35 мотострелковых батальонов. Совместные попытки Украины и Польши добиться от Коалиционного координационного центра при Объединенном центральном командовании вооруженных сил США по гражданским делам права поучаствовать в восстановлении авиатранспортной инфраструктуры были явно провальными. Дислоцировав соответственно 1700 и 2400 военнослужащих в Ираке, наши страны добились от правительства США заказов на сумму немногим более $170 млн. И это при том, что размер американских бюджетных ассигнований на восстановление и переовооружение Ирака составляет $18,7 млрд, из них более $2 млрд уже израсходовано. Еще $828 млн подрядов оплатило переходное правительство Ирака. Львиную долю контрактов получили компании США и Турции, которая предоставила свои военные базы для переброски оккупационных войск. Двумя самыми крупными из них являются подряд корпорации Halliburton стоимостью $4 млрд на обеспечение 20 американских гарнизонов в Ираке и контракт (более $80 млн) компании ComTrack на реконструкцию иракских автомобильных и железных дорог. В конце прошлого года крупнейшие подрядчики начали испытывать трудности из-за активизации иракской оппозиции. В результате ComTrack отказалась от выполнения контракта, а стоимость подряда Halliburton Вашингтон решил сократить вдвое. Так что на этом рынке сейчас появились свободные места, на которые и могут претендовать компании Украины и других стран Восточной Европы.
Сейчас же на руку Киеву сыграли результаты февральских выборов в Ираке. Подавляющее число мест в Национальной ассамблее страны получила оппозиция. Поддерживаемое США переходное правительство Айяд Алави осталось в меньшинстве. Это означает, что $10-миллиардные иракские доходы от экспорта нефти перешли в руки нового гражданского правительства, подрядные приоритеты которого будут существенно отличаться от симпатий американского военного командования.