На прошлой неделе Министерство экономики определило основные инфляционные риски. По его мнению, рост индекса потребительских цен спровоцирует удорожание нефти и избыточный приток в страну иностранной валюты. Однако аналитики говорят, что главной угрозой станет запланированное Кабмином повышение социальных выплат. Уже сейчас эксперты пересматривают свои инфляционные прогнозы — цены на основные товары и услуги могут вырасти на 20%.
Несмотря на уверения Минфина в том, что в текущем году инфляцию в Украине удастся удержать в пределах 9%, реальная ситуация складывается не лучшим образом. При расчете бюджета на 2005 г. учтен инфляционный прогноз на уровне 8,6%, сейчас Минэкономики предлагает повысить его до 11,4%. Но даже такой приближенный к реалиям показатель может оказаться чересчур оптимистичным. Пока что темп роста потребительских цен не вполне вписывается в обновленный прогноз. По итогам января–февраля инфляция составила 2,7% (из них 1% — в феврале). Этот показатель превышает прошлогодние цифры за тот же период (1,8%), но с учетом сезонности (в начале и конце года цены растут быстрее) и возможных сдерживающих мер правительства вписаться в установленный показатель еще возможно.
Нагнетанию инфляционного процесса в прошлом месяце способствовало подорожание продуктов питания, вес которых в потребительской корзине составляет свыше 65%. Всего с начала года цены на продовольствие выросли на 3,6%, а в минувшем месяце — на 1,3%. Менее значительным оказалось повышение стоимости непродовольственных товаров (0,2%) и услуг (0,5%). Такую ситуацию эксперты считают неопасной и вполне прогнозируемой, отмечая, что увеличение продовольственных цен является традиционным для февраля и носит сезонный характер. Тем более что на сдерживание роста индекса потребительских цен влияют высокая депозитная активность населения, которое вновь уверовало в стабильность банковской системы (депозиты физлиц в феврале возросли на 7,6%), сбалансированность операций купли-продажи гражданами наличной валюты и стабильность официального курса гривни к доллару.
Тем не менее Минэкономики опасается дальнейшего, более активного раскручивания инфляционного процесса. Одна из причин — высокие темпы роста цен на нефть и, как следствие, неминуемое подорожание нефтепродуктов. К таким же выводам склоняются и независимые эксперты. "Удержание высоких мировых цен на нефть, несомненно, окажет давление на ценообразование на украинском рынке нефтепродуктов. Поскольку срок действия предвыборных договоренностей правительства с нефтепереработчиками исчерпан, они будут стараться компенсировать потерянные прибыли в период ближайшего пикового спроса на нефтепродукты — в марте–апреле, во время весенней сельхозкампании", — считают специалисты Международного центра перспективных исследований (МЦПИ).
Еще один фактор, способный спровоцировать инфляционный бум, — резкий рост монетарной нагрузки. Только за февраль наличные в обороте увеличились на 2,8%, а монетарная база — на 5,2%. Минэкономики намерено приложить максимум усилий для уменьшения денежного предложения в экономику. А первым достижением министерства может стать отмена обязательной продажи заводимой в страну инвалюты. Председатель Нацбанка Владимир Стельмах сообщил на прошлой неделе, что на ближайшее правление центробанка будет вынесено лоббируемое Сергеем Терехиным нововведение. Правда, финансисты заранее предупреждают, что не стоит ожидать мгновенного эффекта от отмены требования по пятидесятипроцентной продаже СКВ. Поскольку сейчас компании по собственной инициативе перевыполняют эту норму. Соответственно, прогнозируемое Минэкономики снижение курса до 5,0–5,01 грн./$, как это на прошлой неделе предрекал министр экономики Сергей Терехин, может произойти не в текущем году, а несколько позже. "В Минэкономики решили бороться с инфляцией руками Нацбанка. Но предлагаемые новшества нужно реализовывать очень осторожно, поскольку они могут дать обратный эффект — не сворачивание излишней денежной массы, а вливание в экономику лишних 50 млрд грн. Представьте, что у вас есть валюта и вы знаете, что она упадет на 10%. Разумеется, вы ее продадите, пока курс не рухнул. Таким образом, в экономику будет вливаться новая гривня — ведь главным покупателем СКВ на рынке остается Нацбанк, который, скупая инвалюту, выпускает в оборот эмиссионную гривню, то есть провоцирует инфляцию", — сообщил "ДС" директор валютного департамента одного из столичных банков.
Финансисты уверены, что НБУ будет плавно ревальвировать гривню, не допуская существенных курсовых скачков. При этом банкиры уже сегодня говорят о необходимости ограничения доступа иностранных денег на рынок. "Укрепление гривни будет только способствовать притоку в страну инвалюты, которая давит на инфляцию. Ведь для нерезидентов-инвесторов укрепление гривни создает дополнительный доход — положительную курсовую разницу (они будут стараться как можно скорее обменять свои доллары на гривню, пока курс инвалюты не снизился до своего минимума). Увеличение же притока зарубежных денег заставит центральный банк ревальвировать нацвалюту еще больше. Вот мы и попадаем в заколдованный круг", — рассказали "ДС" в Нацбанке.
Однако наибольшую панику среди экономистов вызывает уже одобренное новым правительством (правда, еще не принятое депутатами) решение о повышении пенсий и зарплат бюджетникам. Как заявила на прошлой неделе премьер-министр Юлия Тимошенко, в проекте изменений к финансовой смете страны на текущий год предусмотрено существенное увеличение социальных расходов. В течение года минимальную зарплату планируется поднять с 262 до 300 грн., а среднюю зарплату в бюджетной сфере — с 499 до 708 грн. Это подтолкнуло аналитиков в спешном порядке пересмотреть инфляционные прогнозы на год в сторону повышения. По их мнению, очередное вбрасывание денег в массы неминуемо приведет к росту спроса и, в результате, резкому повышению цен на все группы продовольственных товаров. "Мы пока оставляем свой прогноз 11% в расчете на то, что правительство откажется от серьезного повышения социальных выплат. Однако если этого не произойдет, к концу года показатель инфляции может достичь 19–20%", — убеждена экономист МЦПИ Наталия Мартыненко. Зато чиновники, похоже, не склонны драматизировать ситуацию. К примеру, в Министерстве финансов по-прежнему крепка вера в то, что инфляция в текущем году составит однозначную цифру. Правда, аргументировать свою позицию Минфину пока не удается. Ведь к разработке антиинфляционных мер, которые Виктор Пинзеник в феврале пообещал выработать совместно с Нацбанком, его ведомство еще даже не приступило.