Ряд столичных швейных предприятий намерен значительно снизить объемы производства по давальческим схемам, увеличив поставки на внутренний рынок. Правда, официальное руководство легпрома относится к таким заявлениям скептически, отмечая, что при нынешней ситуации с контрабандой эти планы, скорее всего, останутся нереализованными.
Как сообщил "ДС" председатель правления КАОЗТ "Каштан" Григорий Калихман, в течение ближайших двух лет фабрика планирует полностью отказаться от работы с иностранными заказчиками по давальческим схемам и переориентироваться исключительно на внутренний рынок. "К существующим трем фирменным магазинам в столице в ближайшее время добавится и региональная торговая сеть компании. Но даже в одном Киеве продается столько нашей продукции, что можно было бы этого и не делать", — пояснил он. В настоящее время объемы производства "Каштана" составляют около 70 тыс. единиц в месяц, из которых около 50 тыс. уходит за рубеж по давальческим схемам. Вместе с тем г-н Калихман говорит, что с каждой пошитой по "давалке" единицы продукции компания получает около 1 грн. прибыли, что не позволяет предприятию развиваться, тогда как рентабельность работы на внутреннем рынке гораздо выше.
Еще одна причина ухода от толлинговой схемы работы — это жесткая зависимость от мировой политической и экономической ситуации. "После вступления стран Прибалтики и Польши в ЕС и повышения в них уровня оплаты труда заказчики ринулись к нам толпами, и фабрика чуть не развалилась от огромных объемов заказов. Но если они найдут более выгодные условия размещения заказов, например, в Пакистане или Китае, то могут так же быстро исчезнуть", — уверен г-н Калихман.
Бороться же с засильем контрабанды, являющейся главным препятствием для выхода местных предприятий на внутренний рынок, "Каштан" намерен путем освоения более высокого ценового сегмента, в котором не работают китайские производители. Для этого компания заключила договоры с всемирно известными голландскими поставщиками тканей Tootol и Permess, а также начала техническое перевооружение предприятия, которое обойдется в $800 тыс.
О планах увеличения поставок на внутренний рынок заявила и столичная фабрика "Юность", которая до последнего времени производила по давальческим схемам до 80% продукции. Вскоре эта цифра уменьшится до 50%. "Мы провели исследование рынка и поняли, что он вполне способен принять нашу продукцию. Сейчас его объем составляет около $4,8 млн в год, поэтому работать только по давальческой схеме — просто нелогично", — заявила PR-директор предприятия Ирина Боднарчук. Привлекательность внутреннего рынка для отечественных швейных фабрик подтверждает и генеральный директор объединения "Текстиль-Контакт" Александр Соколовский, по словам которого прибыль от продаж внутри Украины составляет 30–50%, тогда как при толлинге она почти равна нулю. С этим утверждением солидарен и президент концерна "Михаил Воронин", уточнивший, правда, что наиболее эффективной схемой продаж на внутреннем рынке является создание собственной сети магазинов (фирменная сеть концерна насчитывает 30 магазинов по Украине).
В то же время президент ассоциации "Укрлегпром" Валентина Изовит сомневается в перспективности успешного освоения столичными швейниками внутреннего рынка. Свое мнение она обосновывает большим количеством контрабанды, с которой легальные предприятия конкурировать не в состоянии. В частности, по данным ассоциации, завоз контрафактных товаров легпрома в Украину в шесть раз превышает легальный импорт, объем которого составляет в денежном выражении 500 млн грн. "Средняя задекларированная цена единицы ввозимых в страну чулочно-носочных изделий составляет 0,16 грн., пальто и курток — 6,36 грн., свитеров и пуловеров — 3,0 грн., рубашек — 1,3 грн., костюмов — 3,3 грн., одежды из натурального меха — 183 грн. Покупая эти товары в третьих странах по бросовым ценам и уплачивая крайне невысокие пошлины, импортеры могут предложить аналогичную продукцию по значительно низшей цене. И конкурировать с ними практически нереально", — отметила она. Кроме того, г-жа Изовит добавила, что конкуренцию столичным производителям может составить и секонд-хенд, объемы импорта которого в 3,3 раза превышают объемы отечественного производства одежды.
Аналогичного мнения придерживается и коммерческий директор киевской швейной фабрики "Дана" Сергей Мина, добавивший, что на пути выхода на внутренний рынок существенным препятствием наряду с контрабандным товаром является неразвитость украинской розницы. "В большинстве случаев магазины не согласны выкупать у фабрики товар. Куда надежнее работать по давальческой схеме — там деньги за продукцию выплачивают сразу", — говорит он. По его словам, сейчас фабрика работает на давальческом сырье на 60–70%, тогда как остальная продукция реализуется через собственную торговую сеть. "Мы были бы рады выйти на внутренний рынок с большими объемами, но реализовать их через собственную сеть мы не в состоянии, а украинская торговля крайне ненадежна", — заключил г-н Мина.