"Деловая неделя" опять закрылась

Похоже, газету "Деловая неделя" преследует злой рок — за время существования брэнда издание закрывали и вновь возрождали уже несколько раз. Несмотря на примету о любимой небесами "троице" и помпезном анонсе два года назад, судьба предшественников ожидает и последнюю версию "Деловая неделя — The Financial Times". На прошлой неделе читатели не нашли свежего номера в продаже.

Тогда же медиахолдинг Вадима Рабиновича распространил заявление о прекращении выпуска "ДН—FT" и сохранении брэнда в собственности компании. Сейчас рассматривается несколько вариантов дальнейшей деятельности холдинга на рынке печатных СМИ. Он займется либо изданием новой ежедневной газеты, либо соберет имеющиеся проекты (в частности "ДН" и "Столичные новости") под одной обложкой, представив рынку глянцевый газетный проект. Возможность дальнейшего сотрудничества с FT, с которой, как заявляли топ-менеджеры "Деловой недели" на заре ее существования, подписан контракт на три года, не комментируется. По рынку же ходят слухи и о продаже брэнда "Деловая неделя". Впрочем, пока такой вариант развития событий выглядит наименее вероятным, а эксперты не могут даже предположить, кто на сегодняшний день был бы заинтересован в подобном приобретении. Поговаривают и о том, что сам г-н Рабинович планирует пополнить свои медиаактивы, в частности купить интернет-проект "Телекритика".

Стоит отметить, что закрытие "Деловой недели" не стало для рынка большим сюрпризом — такое будущее изданию предсказывали еще в начале его третьей реинкарнации. "Насколько мне известно, этот проект был убыточным для владельца, так что вполне естественно, что он потерял к нему интерес", — отмечает главный редактор "Инвестгазеты" Игорь Ляшенко. Главную ошибку менеджмента "ДН" он видит в том, что не были предприняты попытки сделать из издания качественный рекламоноситель. Ведь, как известно, сейчас пресса живет именно за счет рекламных поступлений.

С этим мнением согласны и рекламисты. По словам медиадиректора РА DIALLA Communications Ольги Вовкотруб, клиенты не стремились размещаться в издании. "С самого начала выхода газеты мы не смогли договориться о приемлемых условиях — на уступки рекламный отдел шел весьма неохотно. Кроме того, изначально стоимость рекламы в газете была завышена — за полполосы требовали порядка $4700, что сопоставимо со стоимостью размещения в более рейтинговых деловых СМИ. Естественно, платить такие деньги клиенты не хотели, тем более что многих смущало качество полиграфии — все-таки наш рынок еще не привык к тому, что макет в глянце и на газетной бумаге может стоить одинаково", — рассказывает г-жа Вовкотруб. Заместитель директора РА "Юнион Медиа" Елена Кузнецова также утверждает, что их клиенты, активно размещающиеся в деловой прессе, игнорировали "Деловую неделю", ссылаясь на то, что она "не рейтинговая".

Собственно, какими рекламными бюджетами располагало издание на самом деле, неизвестно. Как сообщили в ООО "Мониторинг СМИ Украины", они даже не включали "ДН" в свои исследования.

Тем не менее шансы у проекта все же были. "Скажем, наши клиенты всегда охотно работали с "Деловой неделей" по PR. Изначально, заявив о сотрудничестве с FT, газета смогла произвести впечатление незаангажированной, что привлекало компании. Кроме того, была возможность размещать оперативную информацию, к примеру, по антикризисному PR на бегущей новостийной ленте на сайте издания", — подчеркнула руководитель отдела PR РА НАТО Ирина Борзилова.

Некоторые эксперты предполагают, что уход "Деловой недели" является одним из предвестников грядущей чистки рынка деловой прессы. Тем более что сейчас неважно идут дела и у некоторых других недавних дебютантов. Впрочем, Игорь Ляшенко считает, что проблемное развитие отдельных проектов скорее связано с внутренними факторами, в частности нежеланием или неумением собственников реагировать на изменение рыночной ситуации. Поскольку конкуренция в сегменте деловой прессы в последнее время существенно ужесточилась, такие просчеты для некоторых изданий действительно могут закончиться весьма печально.