Тихая перманентная взаимная нелюбовь объединенных социал-демократов и народных демократов неожиданно для всех проявилась на прошлой неделе в громком публичном скандале. Заочно, правда, но весьма громогласно схлестнулись в обличительной риторике первый президент Украины Леонид Кравчук и министр транспорта Валерий Пустовойтенко.
Публичная фаза конфликта началась с того, что Леонид Кравчук в ходе предвыборной поездки по регионам в Ильичевске Одесской области принял участие в поднятии Государственного флага Украины на теплоходе "Тарас Шевченко". Для PR-акции событие подходило идеально. И вот в сюжете о нем, который вышел на дружественном к эсдэкам канале, автор сообщил, что "подъем Государственного флага Украины на последнем оставшемся в распоряжении нашей страны пассажирском лайнере океанского класса "Тарас Шевченко" состоялся вопреки категорическому запрету чиновников Минтранса".
Но подобного рода шпильки в адрес Министерства транспорта были лишь разминкой перед главным выпадом — заявлением Леонида Кравчука. В телеинтервью он сказал следующее: "В 1994 году, когда я ушел с поста президента, Черноморское пароходство насчитывало 264 парохода. А сейчас сколько? Нет! Кто будет отвечать за разворовывание, за оффшоры, за миллионы, за сотни миллионов долларов, которые с 1994 года осели в карманах, в оффшорах".
Уже на следующий день негодующий Валерий Пустовойтенко в интервью почти всем центральным каналам комментировал обвинения в адрес своего ведомства и правительства в целом. Больше всего главу Минтранса возмутило то, что заявление подобного рода сделал именно Леонид Кравчук, который непосредственно решал судьбу Черноморского морского пароходства в первые годы независимости Украины. В заочной полемике Пустовойтенко ответил Кравчуку следующее: "Я могу ответственно заявить, что развал ЧМП начался с указа президента Леонида Кравчука "О создании акционерного судоходного концерна "Бласко"-ЧМП" и назначении его президентом Павла Кудюкина", подписанного 13 августа 1993 года". К упомянутому указу прилагался перечень из 28 предприятий, между которыми было распределено имущество ЧМП. Заявления Кравчука Пустовойтенко называет некорректными, исключительно предвыборными и советует Леониду Макаровичу быть более осмотрительным.
А теперь о сути конфликта вокруг теплохода, названного именем Кобзаря. После того, как начались аресты судов за долги "Бласко"-ЧМП", было решено спасать оставшиеся путем создания под каждый корабль отдельной компании. Одной их таких оффшорных фирм ("Кейбл Навигейшн Лтд"), 100% акций которой принадлежат государству, в 1995 г. был передан "Тарас Шевченко". Фирма зарегистрировала его в Либерии. Но вот 22 января 1999 г. она продает лайнер с аукциона компании "Клин Файненс Лтд". Минтранс посчитал сделку незаконной и обратился в Высший арбитражный суд. Тот признал аукционную продажу судна недействительной. Однако, невзирая на это, уже 7 декабря 2000 г. происходит продажа судна украинской акционерной рыболовецкой компании "Антарктика".
После решений Киевского городского суда Одессы и Одесского апелляционного суда, которые, по сути, оправдали "Антарктику" и не устроили Минтранс, последний обратился с апелляцией в Верховный Суд Украины. Решение по иску должно быть вынесено ориентировочно в апреле этого года. То есть уже после выборов.
А в это время капитан Ильичевского рыбного порта (который входит в состав "Антарктики"!) выдает капитану "Тараса Шевченко" свидетельства на право собственности и право плавать под украинским флагом. Это действие вызывает резкий протест со стороны Минтранса и, в частности, главного государственного регистратора флота Украины Леонида Павлова. В интервью "ДС" он так пояснил юридическую суть проблемы: "Для того, чтобы мы могли зарегистрировать судно в любом из украинских портов, нам должны представить документы на право владения кораблем, которые не вызывают сомнения в их законности. В случае с "Тарасом Шевченко" этот вопрос, как вы знаете, рассматривается в суде. Кроме того, по международной конвенции 1982 года, которую Украина ратифицировала, двойная регистрация судна запрещена по всему миру. А "Тарас Шевченко" до сих пор зарегистрирован в Либерии. До тех пор, пока не получим официальных документов об исключении судна из реестра в прежнем порту, мы его в свой реестр не включаем".
Во всей этой немудреной истории привлекают внимание еще два момента: курьезный и политический. Во-первых, зачем рыболовецкой компании пассажирский лайнер? Ответ мы находим в недавнем заявлении Павла Кудюкина, который теперь возглавляет судоходную компанию "Атлас". Оказывается, его компания, в которую деньги вкладывает православная церковь, собирается брать в аренду лайнер "Тарас Шевченко" и возить на нем паломников.
Политический аспект скандала заключается в том, что гендиректору "Антарктики" Валерию Кравченко на выборах в парламент по мажоритарному округу оппонирует начальник Ильичевского морского торгового порта Герой Украины Станислав Стребко, о полной поддержке которого заявляет Пустовойтенко-политик.