На протяжении второй декады июня Киев посетили глава МИД Кувейта и Кuwait Arab Found Economic Developmеnt (КAFED) шейх Мухаммед Аль Салем Аль-Сабах, султан Брунея и крупнейший в мире частный инвестор Хаджи Хассанал Болкиях, а также генеральный секретарь Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива Абдурахман бин Хамад аль-Атийя. Последовательный визит в Украину трех высокопоставленных представителей богатых нефтяных мусульманских стран расставил новые акценты в международных приоритетах нашего государства.
По итогам визита в Киев главы МИД Кувейта и КAFED одним из наиболее возможных кредитных проектов в Украине было названо участие фонда в кредитовании модернизации ряда аэропортов и строительства автомагистрали Киев — Одесса (до недавнего времени Киев называл в качестве основного кредитора этого проекта итальянские компании). В отличие от итальянских фондов, только начинающих работать в СНГ, заявление Кувейта о возможности участия в проекте вполне согласуется с кредитной политикой КAFED. В течение последних трех лет фонд получил известность в посткоммунистических странах благодаря льготным займам, предоставляемым на социально важные экономические проекты. В их числе проект обустройства электроснабжения Душанбе (Таджикистан, $11 млн), строительства окружной дороги в Баку (Азербайджан, $12 млн), проекты модернизации ТЭЦ-3 Минска (Беларусь, $15 млн), реконструкции системы водоснабжения Аральска (Казахстан, $16 млн), модернизации международного аэропорта "София" (Болгария, $20 млн) и другие подобные инициативы.
В целом кредитный портфель КAFED в 2003 г. превысил $12 млрд, а его географическая структура вполне отвечала внешнеполитическим приоритетам Кувейта. Так, львиная доля долгосрочных 20-летних кредитов фонда, выдаваемых не более чем под 3–6% годовых, пришлась на мусульманские страны Ближнего Востока (60%), Центральной Азии (20%), Африки (15%), а также на государства Европы с высокой долей мусульманской общины (на Албанию, Боснию и Болгарию — около 5%). Такие показатели кредитной политики фонда позволяют предположить, что Украина с ее крупнейшей для Восточной Европы компактно расселенной мусульманской диаспорой крымских татар вполне может претендовать на первое место в регионе по сумме привлеченных льготных кредитов КAFED.
В отличие от социально значимых украинско-кувейтских инициатив, последовавший после этого визит в Киев султана Брунея, вероятно, носил более эпохальный характер. В ходе украинско-брунейских переговоров стороны продолжили диалог о сотрудничестве в сфере высоких технологий, завершив его заключением соглашения о взаимной защите инвестиций. Об их направленности официально заявлено не было. Однако график визита султана Брунея в Украину позволил очертить их контур — султан ознакомился с рядом образцов отечественной авиакосмической техники, а также выказал заинтересованность нашим десантным кораблем "Зубр" и проектом невидимого для радаров корвета F 300 (стоимость строительства одного корабля данного типа составляет $200 млн и $120 млн соответственно).
Третий прием в Киеве представителей истеблишмента мусульманских стран можно назвать "золотой серединой" двух предыдущих встреч — посещение Украины секретарем Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (Совета Залива) сопровождалось и обсуждением рядовых проблем сотрудничества в финансово-кредитной сфере, и высокими геополитическими заявлениями. К последним можно отнести заявление украинского премьера Виктора Януковича о том, что Киев начал разработку генерального торгового соглашения между странами ГУУАМ и Советом Залива, которое в случае заключения позволит ликвидировать традиционную изоляцию ряда постсоветских стран от богатого нефтью Ближневосточного региона. Касаясь проблем проектного сотрудничества, по итогам встречи руководства Украины и Совета Залива было заявлено о приемлемости предложений Киева, относящихся к возможности участия некоторых отечественных предприятий в тендерах на строительство Трансаравийской железнодорожной магистрали и сталеплавильного комбината в одной из аравийских стран.
Три перечисленных раунда переговоров Украины с лидерами мусульманских нефтяных государств вряд ли подлежат обобщению — при всей кажущейся монолитности идеологических ценностей стран Востока Кувейт, Бруней и межгосударственный Совет Залива в своей внешнеполитической деятельности традиционно преследуют цели, которые трудно назвать идентичными. На это оказывают воздействие и многовековые религиозно-конфессиональные противоречия, и несопоставимость финансовых ресурсов обративших внимание на Украину стран. Так, Кувейт при всем его нефтяном богатстве после войн с Ираком был вынужден избавиться от большинства своих зарубежных активов (в том числе контрольного пакета акций германских Flik Staal AG и Mersedes Benz AG), в то время как стоимость только личного недвижимого имущества султана Брунея в 2003 г. была оценена в $44 млрд.