Объединение "Металлургпром" обратилось к Минпромполитики с просьбой запретить экспорт кокса из-за его нехватки на украинских металлургических предприятиях. Речь об этом шла, в частности, на балансовом совещании предприятий ГМК в Днепропетровске в прошлую среду. Правительство, в свою очередь, ссылается на предыдущий опыт с установлением вывозной пошлины на металлолом — решение должен принимать парламент. Вместе с тем шансы на утверждение ВР новых ограничительных мер невелики.
Мощности по производству кокса в Украине полностью удовлетворяют потребности отечественных меткомбинатов. Но, по мнению представителей последних, коксохимики экспортируют слишком много своей продукции, создавая ее дефицит на внутреннем рынке. Доказывают это такие цифры: за первое полугодие экспорт кокса составил 1172,17 тыс. т, а импорт — 459,63 тыс. т. Причем экспорт идет с двойным перекрытием прошлогоднего графика — за весь 2002 г. коксохимики вывезли 1,1 млн т. Есть разница и в цене — в черноморских портах тонна украинского кокса стоит $75–85, а российский кокс (с Алтайского КХЗ) ввозится в Украину по цене не ниже $95/т. Как следствие — некоторые металлурги теряют часть прибыли на конечной продукции. Кокса традиционно не хватает Мариупольскому меткомбинату им. Ильича и "Запорожстали", которые не имеют подконтрольной сырьевой базы. Удешевить сырье именно сейчас им крайне важно — китайские квоты близки к наполнению, и весь оставшийся год (до конца мая 2004 г.) на этом рынке им надо будет преодолевать пошлину в 20,6% на горячекатаный прокат. Однако пролоббировать полный запрет на экспорт кокса им вряд ли удастся, даже учитывая авторитет и влияние директора ММК им. Ильича Владимира Бойко. И вывозная пошлина вряд ли будет принята парламентом, поскольку там немало депутатов, заинтересованных в получении коксохимическими предприятиями валютной выручки. Источник в Минпромполитики предположил, что если указанные меткомбинаты попробуют настоять на запрете экспорта кокса, они рискуют полностью перейти на импорт этого сырья.
Одним из вариантов компромисса было бы установление вывозной квоты, рассчитанной, исходя из внутренних потребностей рынка. Однако такое развитие событий предполагает наличие успешных переговоров мариупольцев и запорожцев с хозяевами коксохимов. Но если в переговорах удастся достичь компромисса, никаких административных регуляторных мер не понадобится. Создание балансовой комиссии, которая бы обладала необходимым инструментарием для решения вопросов насыщения металлургов сырьем, застопорилось с момента увольнения Сергея Грищенко с поста замминистра промышленной политики. Поэтому в данный момент правительство склоняет хозяев предприятий договариваться без вмешательства извне.
Еще один вопрос, волнующий металлургов, должен быть поставлен в ближайшем будущем на правительственном уровне. Металлурги продолжают испытывать дефицит вагонов. Они обвиняют "Укрзалізницю" в недообеспечении железорудным сырьем на 10–15% от запланированных объемов поставок. Также у Минтранса спросят о количестве закупленных в последние годы порожних вагонов, ведь их парк постепенно сокращается. В ответ на это министр транспорта Украины Георгий Кирпа говорит, что металлурги продолжают использовать вагоны в качестве складов на колесах с сырьем или готовой продукцией. Поскольку, по мнению обеих сторон, конфликт достиг апогея, до конца лета ситуацию должен разрулить Кабмин.