Арсен Аваков: одной публичностью мил не будешь
Первое, что сделал Арсен Аваков на посту министра внутренних дел, - обеспечил доселе небывалую для украинских силовых органов публичность. Его страница в социальной сети Facebook, которая, кстати, первой в Украине преодолела рубеж в 200 тыс. подписчиков, стала главным первоисточником о текущей работе милиции, и в этом в нынешнем Кабмине Авакову нет равных. К слову, самый высокий балл, выставленный экспертами "ВД" руководителю МВД среди всех действующих министров по критерию "Публичность, открытость для СМИ", во многом и обусловил его довольно высокое седьмое место в итоговом рейтинге эффективности членов правительства. При этом стоит понимать, что сегодня политическое влияние Арсена Борисовича достигло критического минимума за год и четыре месяца пребывания в министерской должности вследствие как информационных атак со всех сторон, так и ввиду собственных, прежде всего кадровых, промахов. Поэтому главная и, возможно, последняя надежда руководителя МВД - на быстрый эффект от громко разрекламированного реформирования "совковой" милиции в полицию западного образца.
До прихода в кабинет главы МВД в феврале 2014 г. Аваков никогда не работал в системе правоохранительных органов. Впрочем, быстро сориентироваться на новом месте ему помог большой жизненный опыт как крупного бизнесмена, с начала 1990-х владеющего группой компаний "Инвестор", так и государственного управленца, возглавлявшего Харьковскую облгосадминистрацию в 2005-2010 гг. на протяжении всего президентства Виктора Ющенко. Конечно, немаловажную роль сыграл имидж яркого оппозиционного политика с Майдана, который на своей шкуре испытал тотальное давление репрессивной машины Януковича, был вынужден скрываться от беспредела власти за рубежом и вернулся из политической эмиграции лишь после избрания в 2012-м в Верховную Раду по списку "Батьківщини". На прошлогодних парламентских перевыборах Аваков также избрался в парламент - на этот раз от "Народного фронта", где, по сути, является третьим человеком в партии после Арсения Яценюка и Александра Турчинова. Так что громкий результат "фронтовиков" на выборах-2014 - это в том числе высокая общественная оценка работы самого Авакова, который депутатом ВР VIII созыва проработал считанные дни.
и заговор олигархов
Перед своим повторным назначением министром в декабре 2014 г. Арсен Борисович считался одним из самых эффективных членов первого правительства Яценюка. Единственным скандалом, в который на тот момент попал глава МВД, была смерть представителя "Правого сектора" Александра Музычко во время его задержания милицией в Ровенской области. К минусам министра также обычно причисляли отсутствие справедливого наказания в отношении виновных в гибели украинцев на Майдане, но здесь все претензии Аваков успешно перенаправлял на еще более непопулярные в народе Генпрокуратуру и судебную систему (чем, кстати, продолжает злоупотреблять до сих пор и не только в деле "Небесной сотни", но и в привлечении к ответственности других преступников и коррупционеров). В остальном главный милиционер страны действительно сделал в прошлом году несколько важных вещей.
Во-первых, подавил зачатки сепаратизма на начальной стадии в зоне своей ответственности - Харькове. Во-вторых, не дал развалиться милиции, чьи спецподразделения стали ударной группой во время антитеррористической операции в Донбассе, а Внутренние войска стали основой созданной Национальной гвардии. В-третьих, именно под крылом МВД формировались добровольческие батальоны - ориентир патриотизма и самоотдачи для всех украинских военных во время АТО. Кроме того, был ликвидирован не только полностью дискредитированный во время событий на Майдане "Беркут", но и не менее одиозные УБОП, ветеринарная и транспортная милиция, а с "паспортного рынка" удалось выдавить скандальную фирму ЕДАПС.
Однако в сегодняшних реалиях Авакову жизненно важно доказать свою эффективность в главном - довести до ума реформу милиции, которая в результате должна эволюционировать из инструмента аппарата насилия и всеобщего подавления прав и свобод граждан в государственный институт по обеспечению безопасности людей. Старт реформы состоялся 21 мая 2015 г., когда парламент принял в первом чтении закон об органах внутренних дел. Согласно документу в состав МВД войдут национальная полиция, Госпогранслужба, Миграционная служба, ГосЧС (бывшее МЧС) и Нацгвардия. Первым пилотным проектом реформы уже стало создание практически с нуля новой патрульной службы в Киеве, где из почти 2 тыс. сотрудников ранее работали в милиции всего несколько десятков человек. До конца года формирование патрульной полиции должно произойти также во Львове, Одессе и Харькове, а если будет соответственное финансирование - и в Днепропетровске. В случае быстрого успеха данного направления реформы Авакову придется поделиться лаврами со своим первым замом, Экой Згуладзе, назначенной в МВД по настоянию президентской команды.
Настоящая, а не показушная эффективность реформирования милиции в полицию, безусловно, снимет скандальный шлейф с откровенных кадровых провалов главы МВД. А этих скандалов, превратившихся для Авакова прошлой весной в некий злой рок, было предостаточно: неудачный "спасательный полет" бывшего главы ГосЧС Зоряна Шкиряка в Непал, попытки сокрытия собственного богатства экс-замом Авакова Сергеем Чеботарем и бывшим начальником ГАИ Александром Ершовым и пр. Причем во всех случаях Арсен Борисович, вместо того чтобы разделять ответственность со своими проштрафившимися подчиненными, непременно искал политический подтекст и заговор олигархов. Но долго выезжать на таких аргументах не получится. Общество заждалось видимых результатов хоть какой-нибудь реформы.
Опубликовано в ежемесячнике "Власть денег" за июль-август 2015 г. (№7-8/432-433)