Арест украинского журналиста в Москве: все подробности
Как сообщает "ДС", Сущенко работал в "Укринформе" с 2002 года, а собственным корреспондентом во Франции - с 2010 года. В Москву он прилетел по личным делам во время отпуска и был задержан в пятницу 30 сентября сразу же по прибытию.
О задержании Романа его жена Анжела Сущенко, которая осталась во Франции, узнала только утром в воскресенье, 2 октября, позвонив родственникам мужа после того, как он два дня не выходил на связь. При этом его родственники говорили крайне осторожно, намеками, избегая даже слова "задержали". Как стало известно позднее, с них взяли подписку о неразглашении.
Сразу же после этого Анжела Сущенко позвонила на "горячую линию" посольства Украины в Российской Федерации, а затем направила посольству официальное заявление об исчезновении мужа.
Журналиста случайно обнаружили в Лефортовской тюрьме члены Общественной наблюдательной комиссии Москвы. Подробностей своего задержания и обвинений, которые ему предъявили, Сущенко не смог сообщить правоохранителям. При этом сотрудники ""Лефортово"" запретили правозащитникам спрашивать украинца об его уголовном деле.
Как стало известно позднее, Сущенко, арестовал Лефортовский суд Москвы по обвинению в "шпионаже" (статья 276 УК России) на два месяца. При задержании на него оказывали психологическое давление, следователь не разрешил ему позвонить домой и сообщить жене о своем аресте.
Следствие ФСБ предоставило ему государственного адвоката, однако "Укринформ" и жена журналиста заключили соглашение с известным российским адвокатом Марком Фейгиным, который взялся защищать Романа Сущенко.
В Министерстве иностранных дел заявили, что занимаются выяснением обстоятельств задержания журналиста.
ИА "Укринформ" считает произошедшее спланированной провокацией. Агентство заявляет, что все обвинения "в шпионаже" в адрес Романа Сущенко, журналиста с многолетней безупречной профессиональной репутацией, аккредитованного в одной из самых влиятельных стран Евросоюза, которая к тому же является участницей "нормандского формата", могут расцениваться лишь как "еще один дерзкий и неправомерный акт со стороны РФ в отношении украинских граждан".
Заместитель председателя Верховной Рады Ирина Геращенко заявила, что украинская власть требует немедленного освобождения журналиста и обратила на это происшествие внимание Совета Европы и ОБСЕ .
В ФСБ России заявили, что арестованный журналист якобы является "полковником ГУ разведки Министерства обороны Украины" и он целенаправленно собирал составляющие государственную тайну сведения о деятельности Вооруженных сил и войск Национальной гвардии России".
Однако в ГУ разведки Минобороны Украины опровергли это сообщение, заявив, что Сущенко у них никогда не работал.
Адвокат Николай Полозов считает, что ситуацию с Сущенко нужно квалифицировать как похищение, потому что произошло нарушение международных норм: не был уведомлен консул, не были уведомлены родственники.
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, назвал данную ситуацию "обычной работой специальных служб" и отказался сообщить, получал ли Владимир Путин информацию на этот счет. "Это не вопрос повестки дня Кремля ", - сказал Песков.