Арест генерала Марченко: "зрада" или политическое преследование
Теперь за решеткой оказался генерал Дмитрий Марченко, пишет Руслан Рудомский в своей статье на Depo.ua.
На прошлой неделе, 6 ноября, сеть взорвала информация о том, что Государственное бюро расследований (ГБР) объявило подозрения начальнику Главного управления развития и сопровождения материального обеспечения Вооруженных сил Украины генерал-майору Дмитрию Марченко, а также четырем его заместителям. Их подозревают в закупке на 60 млн грн якобы некачественных, согласно заключению ГБР, бронежилетов "Корсар" для ВСУ.
Конкретно Марченко инкриминируют ч. 2 ст 28 ("Преступление, совершенное группой лиц по предварительному сговору) и ч.3 ст. 426 ("Бездействие военной власти").
11 ноября, история получила развитие: Печерский суд постановил арестовать генерал-майора Дмитрия Марченко с возможностью выхода под залог в 76 млн грн.
Эта история началась еще 26 июня 2019 года, когда ГБР провело обыски у кандидата в народные депутаты от партии "Европейская Солидарность", волонтера Юрия Бирюкова. Уже тогда говорили, что главная тема обысков - бракованные бронежилеты.
Позже, 9 июля, ГБР обнародовало фрагменты записей телефонных разговоров неназванных людей о поставках бракованных бронежилетов. Как пояснили в ГБР, представленные записи свидетельствуют о том, что чиновники Минобороны знали о том, что бронежилеты простреливаются, но, несмотря на это, приняли продукцию у производителя.
Следователи бюро у себя в презентации указали, что бронежилет "Корсар" М3с первого класса защиты не должен простреливаться в случае атмосферных осадков или погружения в воду и что при намокании он теряет свои свойства на 20-30 процентов. Также они сообщили, что во время следственных действий бронежилеты этого класса простреливались, однако о намокании ничего сказано не было.
По словам следователей ГБР, бронежилет не выдержал испытаний при обстреле пистолетными патронами 9х18-мм с использованием пистолета 9-мм ПМ, а также из винтовки пулями 7,62 мм и АК-74 пулями 5,45-мм. При этом уточнялось, что на серии из трех выстрелов из винтовки и АК-47 пришлось по одному пробитию бронежилета.
В ГБР заявили, что в рамках досудебного расследования проведено более 40 обысков, изъято 11 тыс. бронежилетов и назначены экспертизы.
В Минобороны оперативно отреагировали на это замечание и уже на следующий день на специально созванной пресс-конференции ГБР обвинили в фальсификации аудиозаписи с целью дискредитации Минобороны.
"Я подчеркиваю, что цинично сфабрикована данная аудиозапись для того, чтобы сформировать общественное мнение. Мне известны все переговоры, и я хочу подчеркнуть, что в данном аудио, которое выставлено, речь идет сначала о партии бронежилетов, а затем туда добавляют информацию, которая не касается этой партии. Туда добавляют информацию, которую мы имели во время разработки технических условий по новому бронежилету, где мы его проверяли. ... Почему ГБР не выложило все аудио, от начала до конца, для меня очень большой вопрос", - заявил начальник Главного управления развития и сопровождения материального обеспечения ВСУ Дмитрий Марченко, которого позже сделают главным фигурантом этого дела.
Отвечая на вопрос журналистов относительно экспертизы, проведенной ГБР, представитель Минобороны сообщил, что не видел и не знает, какие именно бронежилеты проверялись следователями ГБР - из какой партии, как именно проверяли, с какого расстояния стреляли, каким боеприпасом и тому подобное. Также Марченко предложил провести открытую независимую экспертизу.
Тогда дело не получило публичного развития, а 15 июля уже упомянутый волонтер и общественный деятель Юрий Бирюков в Facebook написал, что глава ГБР Роман Труба "дал заднюю" в отношении бракованных бронежилетов.
Ну а потом были события 6-го и 11-го ноября с объявлением подозрения и взятием под стражу начальника Главного управления развития и сопровождения материального обеспечения ВСУ генерал-майора Дмитрия Марченко.
По словам директора ГБР Романа Трубы, во время обысков по этому делу было изъято 200 тонн имущества. Следователи бюро установили, что должностные лица управления Марченко якобы закупили 11 тысяч бронежилетов "Корсар МЗс-1-4" ненадлежащего качества на сумму около 100 млн грн.
"Необработанные пластины, защитные пакеты не сшиты. На часть партии не было лабораторных исследований. Все высокопоставленные лица Минобороны, включительно с начальником Главного управления, знали, что эти бронежилеты не соответствуют техническим требованиям. Они знали об отрицательных результатах исследований. Но, несмотря на это, руководство дало указание как можно быстрее закупить бронежилеты", - сообщил Труба.
Со слов руководителя ГБР, следствие установило, что руководству Главного управления развития и сопровождения материального обеспечения ВСУ было известно о том, что в условиях намокания все бронежилеты пробиваются насквозь: когда ткань пропускает влагу, она теряла свои непробиваемые свойства. Поэтому, по мнению следователей ГБР, эти бронежилеты надо было вернуть и не подписывать акт приемки-передачи.
"Однако они действовали наоборот, дали указание принимать дальнейшие партии бронежилетов. Речь идет о 7 тысячах бронежилетов на сумму 61 млн гривен. Таким образом, они нанесли ущерб не только государству, но и поставили под угрозу жизни людей. И все это происходило в условиях особого периода", - трактует ситуацию Труба.
Конечно, оперируя обнародованным данным трудно разобраться - кто в этой ситуации прав, а кто виноват. Каждая из сторон имеет свою версию относительно ситуации и будет ее отстаивать в суде.
В целом же поставлять украинским бойцам на фронт бракованные бронежилеты - это действительно "измена", которая требует жесткого наказания. Однако, пока ГБР не представило ни доказательств того, что бронежилеты действительно были бракованные, ни того, что принимал их на баланс именно Дмитрий Марченко. Более того, адвокат Марченко вчера в суде заявил, что в указанный ДБРовцами период его подзащитный вообще был на больничном.
Сам генерал Дмитрий Марченко еще раньше подал встречный иск к ГБР, которое якобы проводило незаконные обыски и клевещет на военнослужащих его управления.
"На самом деле с бронежилетами все было в порядке. Но ГБР меня оболгало на всю страну. У моего отца было два сердечных приступа, потому что среди соседских бабушек ходит молва: "Видишь, Саша, мы думали, твой Димка герой, а он, оказывается, падло, нашим солдатикам вон что давал!", - рассказал он в интервью.
Марченко связывает это дело с политикой. Типа, если он получит какое-то наказание, то все будут понимать, что это возмездие Порошенко. В контексте заявлений бывшего заместителя главы Администрации президента Януковича Андрея Портнова о том, что именно он был инициатором обысков, которые дали начало этому делу, ход мыслей генерал-майора не выглядит безосновательным.
Как бы там ни было, мы будем следить за этой ситуацией, которая уже приобрела признаки резонансной.