"Все идет по плану". Почему больше половины военнообязанных не обновили свои данные

16 июля заканчивается 60-дневный срок для обновления данных военнообязанными. Можно подвести итоги этой кампании, ее успехи и провалы в трех сферах: мобилизация, цифровизация и консолидация общества

Очередь в ТЦК

С точки зрения мобилизации

Как и следовало ожидать, максимальную активность украинцы проявили в последние две недели 60-дневного срока. По информации Министерства обороны, к вечеру 30 июня обновили учетные данные 2 млн 594 тыс. граждан, к вечеру 7 июля — 3 млн 164 тыс. За неделю получился прирост на 570 тыс. К вечеру 14 июля обновили данные уже 4 млн 159 тыс. граждан, за неделю достигнут прирост на 995 тыс. При таких темпах к вечеру 16 июля ожидается цифра более 4,4 млн.

Много это или мало? С точки зрения интересов мобилизации — много. Конечно, не все из этих 4,4 млн могут получить повестку. Каждый второй имеет бронь или право на отсрочку. Но если хотя бы половина тех, кто обновил данные, попадают в категорию тех, кто может быть мобилизован, получается мобилизационный ресурс в размере 2,2 млн человек.

Это вдвое больше, чем численный состав ВСУ и других формирований и органов, которые входят в состав Сил обороны Украины. Полгода назад начальник ГУР МО Кирилл Буданов сообщил, что совокупно Силы обороны Украины составляют около 1,1 млн человек.

Таким образом, Украина имеет достаточный мобилизационный ресурс, чтобы весной следующего года начать демобилизацию воинов, которые воюют с первых месяцев большой войны. Месяц назад эта тема обсуждалась оборонным комитетом парламента с представителями Минобороны и Генштаба ВСУ. По итогам обсуждения секретарь комитета Роман Костенко сообщил "Украинской правде", что соответствующий законопроект может быть внесен в октябре.

"Генеральный штаб сейчас действительно доволен темпами мобилизации. Их удовлетворяет количество мобилизованных, которое даже превышает ожидания. Они надеются, что эта тенденция будет сохраняться", — пояснил Костенко. По его словам, если такие темпы будут сохраняться до конца лета, "тогда можно будет нарабатывать и вносить в Раду законопроект о демобилизации". По мнению Костенко, примерный срок готовности соответствующего проекта — октябрь этого года, но только при условии сохранения текущих темпов мобилизации.

15 июля Владимир Зеленский провел пресс-конференцию. У президента спросили, как он оценивает мобилизационную кампанию в Украине через два месяца после вступления в силу закона об усилении мобилизации. "Военные говорят, что все идет по их плану. Что касается тренировочных площадок, их недостаточно. Что касается, можно ли их расширить, идет расширение. Что касается, можно ли расширить базу за рубежом, да", — ответил Зеленский.

С точки зрения цифровизации

Обновить учетные данные можно тремя способами: воспользоваться мобильным приложением "Резерв+"; прийти в ЦНАП (центр предоставления административных услуг); явиться непосредственно в ТЦК (территориальный центр комплектования и социальной поддержки). Около 70% тех, кто обновил данные, сделали это онлайн, с помощью смартфона.

Заместитель министра обороны Екатерина Черногоренко, которая отвечает за "Резерв+", очень довольна. "2,7 млн человек обновили данные в "Резерв+", — сообщила она на своей фейсбук-страничке 12 июля. — Приблизительно 90-100 тысяч граждан ежедневно обновляют данные онлайн. Новый рекорд доказывает, что при всей дезинформации и классическом недоверии к новому наши граждане цифровизируются и все больше чувствуют пользу и удобство таких инструментов, как "Резерв+". Поэтому миллионы людей уже выполнили требование обновить данные, и им не понадобилось для этого стоять в очередях или просыпаться в 5 утра".

Действительно, результат мог бы получиться более высоким, если бы не опасение многих военнообязанных, что после обновления данных они получат повестку в ТЦК. "Факт обновления данных никак не ускорил получение гражданином повестки", — утверждает Черногоренко.

Есть у граждан и предубеждения конкретно против "Резерв+". Две недели назад команда Черногоренко отправилась на полевые исследования в ЦНАП и ТЦК, чтобы выяснить, почему люди стоят в очередях, а не обновляют данные в течение нескольких минут на смартфоне. Среди полученных объяснений отметим три страха:

  • Я обновлю данные через "Резерв+" и сразу получу статус "В розыске". "Статус "В розыске" появляется не из-за обновления данных в приложении. ЦНАП и ТЦК не дадут иного результата. Это происходит, потому что, например, вам вручили повестку, а вы по ней не явились. Сроки появления в ТЦК истекли, вы нарушили закон, и потому вас объявили в розыск. А благодаря приложению вы можете узнать о потенциальной проблеме онлайн, а не при задержании соответствующими органами", — разъясняет заместитель министра обороны.
  • Я боюсь, что придет электронная повестка в "Резерв+". "Такого не будет, — уверяет Черногоренко, — поскольку законы Украины о войсках и мобилизации не знают, что такое электронная повестка. То есть она не прописана в официальных документах. Потому ее и не может быть в "Резерв+".
  • "Резерв+" отслеживает геолокацию, чтобы потом ТЦК меня нашли. "Этот страх — конспирологическая теория, — успокаивает заместитель министра. — На самом деле, в любом смартфоне можно проверить, какие приложения имеют доступ к геоданным или их запрашивают. Вы лично можете проверить, что "Резерв+" не имеет никакой нужды в геолокации".

Бросается в глаза, как старательно Черногоренко, борясь с предубеждениями граждан против "Резерв+", подыгрывает предубеждениям против ТЦК. Ее ответы можно интерпретировать как прозрачные намеки: "Благодаря "Резерв+" вы заранее узнаете, что ТЦК вас ищет; не бойтесь, "Резерв+" не поможет ТЦК вас найти".

Дело в том, что Черногоренко на ее должности не волнует конечный результат, то есть мобилизация. Ее волнует успех самого процесса, то есть обновления данных с помощью мобильного приложения. Именно за это она и ее команда будут получать премии и прочие бонусы.

С точки зрения консолидации

Согласно закону "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по отдельным вопросам прохождения военной службы, мобилизации и военного учета", который был принят 11 апреля 2024 г., обновить данные в течение 60 дней, начиная с 18 мая, должны все граждане, состоящие на воинском учете. По данным Госстата, на начало 2022 года в Украине было более 11,4 млн мужчин, которым сейчас от 18 до 59 лет. Силы обороны Украины, напомним, составляют около 1,1 млн человек. Им обновлять данные не нужно — они уже воюют. А остальные 10,3 млн должны были это сделать.

Предположим, что к вечеру 16 июля успеют обновить данные 4,5 млн граждан. Все равно это будет меньше половины от 10,3 млн. А больше половины, получается, не выполнят требование закона.

Впрочем, немалое число военнообязанных пытались обновить учетные данные с помощью "Резерв+", но мобильное приложение не смогло им помочь. То есть сам "Резерв+" является злостным нарушителем закона, не позволяя гражданам реализовать их законное право обновить свои учетные данные в электронном кабинете военнообязанного. Попытка обновить данные в ЦНАП тоже нередко оказывается безуспешной. А выстоять очередь в ТЦК не каждый решается.

Сколько военнообязанных получили отказы от "Резерв+" и ЦНАП? Министерство обороны не считает нужным объявлять эти цифры — наверное, потому, что они свидетельствуют о плохой организации работы. Хотя, конечно, есть разница — этих отказов тысяча или миллион. Для Минобороны, получается, выгоднее, чтобы все, кто не успел обновить данные до 16 июля, считались уклонистами — а не теми. кто этого не сделал по вине самого министерства. Но такой подход, очевидно, вредит консолидации общества. Итоги обновления данных можно рассматривать как плебисцит среди мужчин мобилизационного возраста. И если больше половины тех, кто по закону был обязан обновить данные, отказались это сделать, то это печальный итог. Провал всей информационной машины государства.

Этот результат был запрограммирован другим провалом: в формировании позитивного отношения общества к закону об усилении мобилизации, принятому 11 апреля. Приведем данные опроса КМИС в рамках проекта Mobilise.

Только 34% респондентов согласились (полностью — 15%, скорее — 19%) с утверждением "Я поддерживаю новый закон о мобилизации". В то же время 52% с этим утверждением не согласны (32% — совсем, 20% — скорее); 14% не ответили на вопрос.

КМИС попытался смягчить впечатление от результатов опроса: "Следует подчеркнуть, что несогласие с утверждением не тождественно тому, что люди выступают против (и тем более не является свидетельством отношения к потребности самой мобилизации или необходимости давать отпор врагу). Безусловно, часть из тех, кто не согласен, именно противники. В то же время, еще часть может не соглашаться только с отдельными составляющими закона или иметь сдержанное, нейтральное отношение".

Конечно, цифры могли бы получиться намного лучше, если бы на популяризацию этого закона и агитацию за мобилизацию работали ежедневные видеообращения верховного главнокомандующего и передачи телемарафона. Но власть имела другие приоритеты.

И вместо консолидации получилась поляризация общества как по отношению к закону, так и по отношению к обновлению данных.