Антипартизанские дроны. Смогут ли ВСУ грамотно применить на Донбассе турецкие беспилотники
Однако буквально в начале осени 2019 г. на вооружение был принят Bayraktar TB2 турецкого производства. Это тактический средневысотный беспилотный летательный аппарат с большой продолжительностью полета. Аппарат довольно большой: длина - 6,5 метра, размах крыла - 12 метров. При этом радиус действия составляет 150 км.
При максимальной взлетной массе в 650 кг он может нести полезную нагрузку в 50 кг - фактически пара управляемых бомб или управляемых противотанковых ракет UMTAS турецкого производства.
Bayraktar TB2 оснащен двигателем внутреннего сгорания Rotax 912 мощностью 100 л. с., который обеспечивает максимальную скорость полета в 222 км/ч, а также практический потолок - 6750 м. Корпус аппарата выполнен с применением композиционных материалов.
Ныне на вооружении ВСУ состоят два комплекса - шесть аппаратов и две станции управления. Куплены и 200 управляемых противотанковых ракет.
Однако еще на этапе обсуждения возможностей покупки этих аппаратов в 2018 г. некоторые специалисты высказывали сомнения в боевой ценности турецких беспилотников в условиях как локальной войны на Донбассе, так и возможной полномасштабной войны с Россией.
Указывалось, что Bayraktar TB2 отличается довольно небольшой боевой нагрузкой - управляемые планирующие бомбы или противотанковые управляемые ракеты в таком случае могут поразить только слабозащищённые объекты. Что, в принципе, неудивительно, так как турки изначально проектировали такой себе "антипартизанский" аппарат для борьбы с курдскими отрядами самообороны. Поэтому задача такого аппарата - долгое время барражировать на большой высоте и по команде с земли в определенный момент поразить мелкий караван повстанцев или одиночную цель.
На Донбассе же мы видим полноценную войну с танками, серьезными фортификационными сооружениями и прочими "плюшками" "большой войны". Насколько окажутся эффективными такие ракеты, пока непонятно.
Еще один видимый минус аппарата - его размеры и небольшая крейсерская скорость (всего около 130 км/ч). В условиях насыщения линии противостояния разнообразными современными средствами разведки и обнаружения российского производства это может сыграть только "в минус".
Понять, как поведет себя аппарат в бою можно только либо применив его, либо проанализировав то, как он воевал ранее. Итак, турецкие аппараты применялись (и применяются) в двух кампаниях - в турецкой операции в Сирии и в Ливии. И можно отметить, что в обеих случаях опыт их использования крайне неоднозначный.
Итак, во время боев в Сирии как минимум один дрон был сбит - 12 февраля 2018 года в районе сирийско-турецкой границы. А с Ливией история еще более запутанная.
Турция активно поддерживает Правительство национального спасения под руководством Фаиза Сараджа - фактически единственный легитимный орган власти страны после того, как был сброшен Каддафи. В числе прочего вооружения были поставлены и беспилотники Bayraktar TB2. Однако правительство Ливии генерала Хафтара пользуется не меньшей поддержкой из-за рубежа, получая вполне себе современное оружие, поэтому потери "турков" оказались достаточно высоки.
Хотя большая часть ударных беспилотников была уничтожена прямо на стационарных авиабазах, однако и сбитыми в воздухе их оказалось достаточно много. Так, 14 мая 2019 г. боевиками Хафтара был сбит дрон в районе Эль-Джуфры, однако по обломкам идентифицировать его тип достаточно уверенно не удалось.
А вот сбитый буквально на днях аппарат можно четко определить как Bayraktar TB2. Понятно, что в официальных сообщениях говорится о технических неисправностях.
Какие выводы можно сделать из ливийского опыта применения Bayraktar TB2? Прежде всего уязвимость даже от средств ПВО армейского уровня, которые не связаны в систему. В тоже время на Донбассе мы увидим планомерное создание российскими специалистами системы ПВО, причем оккупационные корпуса располагают системами типа "Стрела-10" и "Оса-АКМ", а глобальное прикрытие вооруженных формирований осуществляют комплексы типа С-300, размещенные непосредственно на территории Российской Федерации (на приграничных территориях). Кроме того, развернута сеть РЛС - как стационарных, так и мобильных. Поэтому с большой долей вероятности турецкие дроны во время боевых вылетов могут быть весьма уязвимы.
С другой стороны, применение таких беспилотников будет комплексное и вряд ли наши военные не продумывают варианты применения систем радиоэлектронного противодействия. Тем более, что сейчас наравне с отечественными поступают на вооружение и достаточно эффективные западные образцы.
И еще. Стоит признать, что ныне применение ударных беспилотников - дело непростое, требующее серьезной подготовки и тренажерной практики. Поэтому эффективность боевого применения будет напрямую зависеть от подготовки операторов и технического обслуживания. И ныне в ВСУ существуют расчеты, подготовленные в Турции и ныне как, видится, задачей высшего командования является не только обеспечить достаточной уровень подготовки, но еще и удержать военнослужащих в армии. Чтобы не сложилась такая ситуация как в 2012-2013 гг., когда закупленные израильские беспилотники оказалось некому применять, потому что все люди, которые умели это делать, просто уволились. А в нынешних условиях, когда текучка кадров в ВСУ сумасшедшая, а армию целенаправленно разваливают с турецкими беспилотниками может статься тоже самое.