Антимайдан-3. Когда 73% украинцев выйдут митинговать за Штайнмайера
Во время обращения к украинцам в четверг Владимир Зеленский, говоря об уличных протестах против формулы Штайнмайера, призвал "взвешенно и спокойно подойти к ситуации и не поддаваться на манипуляции и провокации некоторых лиц". Намекая, но не называя фамилий, прямо как в свое время Янукович. Не секрет, что представители партии Петра Порошенко принимают активное участие в акциях против капитуляции, однако власти не следует забывать, что прошлый Майдан начался спонтанно, а тогдашняя оппозиция присоединилась к нему и попыталась возглавить уже после избиения студентов в ночь с 29 на 30 ноября 2013 года (о неудачных шутках "Квартала" того периода об "эбонитовых палочках" Зеленскому напоминали во время президентской кампании).
Точно также и сегодня надо разделять сторонников Порошенко, которые выходят на протесты, и граждан, принципиально не поддерживающих политику компромиссов с Россией. Именно они могут составить ядро участников Майдана-3, способного вспыхнуть в случае серьезных уступок РФ в переговорах по урегулированию конфликта на востоке страны.
И если со смыслами выступающих против компромиссов понятно, то идеология тех, кто поддерживает политику Зеленского, не совсем ясна. Президент знает, что делает, и мы, 73% украинцев, ему верим - весомый аргумент для ток-шоу, но где же эти проценты? В социальных сетях прослеживается активная работа ботов, создающих впечатление всенародного одобрямса, но вот персонифицировать эту всенародность власти не могут. Или не хотят. Тем самым давая в руки своих оппонентов важное пропагандистское оружие - обвинения в отсутствии реальной поддержки действий власти в отношении Донбасса.
В Украине так исторически сложилось, что всегда были два полюса - Майдан и Антимайдан. Последний собирали сначала в 2004-м в поддержку кандидата в президенты Януковича, а в 2013-м уже в поддержку президента Януковича. Будем откровенны независимо от политических симпатий: оба Антимайдана смотрелись убожески по сравнению с Майданами. Обязаловка, разнарядка и суточные против идеи, энтузиазма и веры в светлое будущее.
Сейчас инициатива уличных акций понемногу переходит к противникам Зеленского. Эти акции пока немногочисленны, но, опять же, не стоит забывать, что к концу ноября 2013-го на Майдане Независимости также оставалась горсточка митингующих. А 1 декабря в центр столицы вышли более миллиона человек. И это было начало конца режима "бело-голубых". Похоже, "зеленые" пока не решили, будет ли эффективным способом противодействия уличным протестам оппозиции выведение своего избирателя из виртуальной реальности. А может, и решили, но еще не понимают, как это лучше провернуть.
Речь идет не только и не столько о деньгах, а о сети рекрутинга через региональные партийные и общественные организации. Существуют ли идеологически подкованные и влиятельные партячейки у "Слуги народа"? Пользуются ли "зеленые" поддержкой общественных активистов, способных "заразить" идеей мирного курса Зеленского некоторое заметное количество общественно активных граждан?
Наконец, есть ли у них народные трибуны, которые не боятся выступать перед людьми и вести их за собой? У Антимайдана, пусть сегодня мы о нем и говорим со знаком минус, такие спикеры были: покойные Олег Калашников и Михаил Чечетов, ныне здравствующий Нестор Шуфрич и другие.
Не стоит также забывать о роли церкви и звездах эстрады. Проще говоря, речь идет о комплексе важных вещей и обстоятельств, без которых невозможна ни одна длительная массовая акция.
Пока Зе-команда даже не пытается организовать уличную кампанию, альтернативную антикапитулянтам. Тем самым усиливая подозрения, что результат в 73% на президентских выборах - не поддержка Зеленского как президента, а протест против президента Порошенко. Если это не так, тогда у "зеленой" власти вскоре будет возможность и повод попробовать собрать на улицах Киева и других городов страны миллионные митинги в поддержку формулы Штайнмайера.