Анна Талимончук: Мы должны усилить санкции против России, так как из действующих ограничений Москва выводы не сделала

Спустя пять лет после начала боевых действий в Донбассе создается впечатление, что Кремль стремится поддерживать бурлящий там конфликт

Боевые действия в Донбассе уже унесли жизни более 13 тыс. человек, и их число растет с каждой неделей. Россия, несмотря на санкции, продолжает свою агрессивную политику в отношении Украины. Собственно идея проекта Sanctions2020 возникла на основе решимости не допустить бесполезных военных потерь.

По словам основательницы и руководителя проекта Sanctions2020 Анны Талимончук, ее отец - Михаил Талимончук, был одним из тысяч украинцев, воевавших под Иловайском на востоке Украины в августе 2014-го, куда Россия направила 7 тыс. военнослужащих, чтобы помочь боевикам. "Тогда Россия прибегла к жалкой тактике, чтобы уничтожить украинские силы, когда Иловайск был окружен. Когда Россия дала согласие на безопасный выход войск из зоны боевых действий, россияне открыли огонь по незащищенным людям. Мой отец вышел живым, но сотни украинских военных погибли. Российская измена в Иловайске еще больше заставляет меня к объединению демократических сил вокруг кампании Sanctions2020 как метода борьбы с российской агрессией", - говорит Анна Талимончук.

Почему сегодня важно сконцентрироваться на вопросе ужесточения санкций и почему требуется пересмотр и обновление санкционного списка в эксклюзивном интервью нам рассказала основательница и руководительпроекта Sanctions2020 Анна Талимончук.

Президент США Дональд Трамп еще на один год (до 6 марта 2020 года) продлил санкции против России, введенные в 2014 году. Почему возникла идея проекта Sanctions2020?

- Действительно, в настоящий момент существуют жесткие ограничения для людей и компаний, фигурирующих в санкционных списках. Однако российские финансовые рынки демонстрируют крайне хладнокровную реакцию на эти угрозы. Постепенно у российских активов вырабатывается определенный иммунитет к санкционным планам американских политиков. Цель проекта Sanctions2020 - не только ограничение бизнеса и свободы передвижения российских политиков и олигархов, чтобы усилить давление международного сообщества на Кремль с целью остановить агрессию России по отношению к другим странам, но и обновить список лицами, которые выступают бизнес-партнерами, и компаниями, учредителями которых выступают дети российских чиновников, и избежавшие санкций.

Вы привязываете Sanctions2020 не только к агрессии России в Украине, но и в целом к политике РФ по эскалации конфликтов в мире?

- Да, конечно, ограничительные меры и секторальные санкции против российских граждан и компаний начинались с оккупации Крыма Россией и военными действиями на востоке Украины. Сегодня это прямая или косвенная поддержка агрессии России против Украины и Сирии, вмешательство России в выборы в США и в Европе. Санкции против сторонников режима Владимира Путина должны быть продолжены и включать аресты их активов на Западе, уменьшение возможностей для развития бизнеса и финансирования конфликтов, а также предотвращения получения виз на территории западных стран.

Проект Sanctions2020 - это некая международная шеринговая модель в мировой политике, когда люди делятся друг с другом имеющейся информацией и именами причастных к аннексии Крыма или к войне на Донбассе, в Сирии и т.д., формируя действенный санкционный список персон и компаний.

Под санкции Соединенных Штатов Америки и Европы попали сотни российских чиновников, олигархов и бизнесменов. В чем уникальность проекта Sanctions2020?

- Сейчас в Конгрессе США уже несколько месяцев на рассмотрении находятся два законопроекта - DETER Act("Сдерживающий акт") и DASKA Act (закон "О защите безопасности США от агрессии Кремля"), не получая никакого развития. Среди причин, по которым законодатели сомневаются в необходимости новых ограничений, называется и неуверенность в том, что новые санкции заставят Россию изменить политику. Мы не должны допустить "международной усталости" от санкций, которую сегодня всему миру навязывает российская пропагандистская машина.

Проект Sanctions2020 - это некая международная шеринговая модель в мировой политике, когда люди делятся друг с другом имеющейся информацией и именами причастных к аннексии Крыма или к войне на Донбассе, в Сирии и т.д., формируя действенный санкционный список персон и компаний. Со всеми бизнес-партнерами, детьми чиновников и лицами, финансирующими "гуманитарную военную помощь". Собственно этот список станет базой для наших европейских и американских партнеров. Когда каждый внесет свой вклад в формирование перечня - процесс влияния санкций на экономику России будет необратим.

То есть вы хотите собрать досье на людей, не только из России, которые так или иначе финансируют и поддерживают агрессивную политику РФ в мире?

- Конечно. К примеру, российский предприниматель с греческим паспортом Иван Саввиди, который использовал грязные приемы, чтобы помочь России помешать Северной Македонии присоединиться к Европейскому Союзу и НАТО. Который скупает средства массовой информации в Греции (национальный телеканал Epsilon и Mega, финансовую газету Imerisia и ежедневную газетуEthnos ("Народ")) для российской пропаганды и выборных манипуляций на Балканах. Таких людей очень много и нашим проектом мы хотим донести эту информацию до широких масс в Европе и США.

С чего начнется проект?

- Проект Sanctions2020 имеет несколько этапов.Первоочередная цель - санкции против 10 влиятельных россиян. Каждый следующий раунд будет включать подесять человек. Таким образом, до конца года всанкционный список попадут десятки "российских лиц". Сейчас в первую десятку включены: Игорь Чайка, Юрий Чайка, Валерий Герасимов, Сергей Шойгу, Год Нисанов, Зарах Илиев, Сергей Иванов младший, Сергей Ролдулгин, Иван Саввиди и Игорь Шувалов.

В первой десятке много имен, которые до сих пор не попадали в санкционный список. Кто они и почему вы начали именно с них?

- В этом и состоит наша цель - показать людей, через которых России удается выходить из под санкций. Например, Игорь Чайка - младший сын генерального прокурора России Юрия Чайки, который потакал преступности в России, не исключая политических убийств. В отличие от своего брата Артема - Игорь Чайка никогда не включался в санкционные списки, но успешно использовал имя своего отца для заработка больших капиталов. К тому же, он стал учредителем строительной компании в Крыму - ООО "ЮБК". Компания занимается на оккупированном полуострове не только строительством жилья и гостиниц, но и работает как туроператор и экскурсионное бюро (всего около 40 видов деятельности). Сыновья генпрокурора Юрия Чайки, напомним, оказались в центре внимания прессы и общественности после того, как Фонд борьбы с коррупцией Алексея Навального в декабре 2015 года обнародовал расследование об их бизнес-империи, зарубежной недвижимости и предполагаемых связях с бандой Цапков. Однако скандал не помешал братьям продолжать с успехом вести свой бизнес. Так, в августе прошлого года стало известно, что Игорь Чайка совместно с политиком Олегом Митволем построит станцию опреснения воды в Иране. В октябре правительство разрешило компании, связанной с младшим сыном генпрокурора РФ, консолидировать 75% крупнейшего в России производителя шпал. Речь шла о продаже принадлежащих ОАО "РЖД" 25% акций компании "Бетэлтранс" (БЭТ) компании "Т-Индустрия", относящейся к структурам Игоря Чайки. Это один из примеров "внутрисемейного" ухода от санкций.

Еще одна группа - это бизнес-партнеры людей из санкционного списка. Например, Год Нисанов и Зарах Илиев, которые ведут бизнес с Ротенбергами. Напомним, что четыре представителя династии Ротенбергов, в том числе братья-миллиардеры Аркадий и Борис и их дети Лилия (дочь Аркадия Ротенберга) и Роман (сын Бориса Ротенберга) находятся под международными санкциями и со стороны Украины.

Подробнее, благодаря чему была сформирована именно такая первая "десятка" уже можно ознакомиться на сайте проекта.