Алла Мироненко: В Украине ковидом уже могло переболеть 30-35% населения
О "карантинном" решении правительства, кульбитах статистики заболеваемости ковидом и прогнозах об окончании эпидемии в Украине "ДС" поговорила с доктором медицинских наук, врачом-вирусологом Аллой Мироненко
"ДС": В последние дни МОЗ утверждало, что количество зарегистрированных случаев заболевания ковид уменьшается, но тяжелых случаев и смертей не стало меньше. В чем секрет такой ситуации с данными?
А.М. Дело в том, что по моим приблизительным расчетам уже 30-35% населения переболело. Вы же понимаете, что далеко не все могут быть протестированы, особенно это касается сельской местности, райцентров и районов, где нет лабораторий, которые могли бы это сделать. Поэтому многие переболели, болеют и сейчас, но они не попадают в статистику. Эпидемический процесс имеет свои закономерности: сначала, когда еще много не переболевших, идет интенсивный процесс нарастания, теперь те, кто не очень берегся, переболели. А те, что еще не переболели, продолжают очень беречься, придерживаются всех рекомендаций. Сейчас ситуация стабилизируется, хотя до снижения еще далеко. Стабилизация идет в результате того, что молодежь, школьники общаются активно. Дети, в том числе и маленькие, в детсадах, могут переболеть быстро, незаметно и без тестирования.
"ДС": В начале эпидемии некоторые страны, например Великобритания, ориентировались на коллективный иммунитет, что в конце концов позволит не вводить новые локдауны. Это уже окончательно ошибочная стратегия, или у нас на нее до сих пор в какой-то степени ориентируются?
А.М. Можно дискутировать о правильности термина "коллективный иммунитет". Иммунитет — это индивидуальная защита каждого человека. Это как коллективное пищеварение, коллективное дыхание, мы так не говорим. Под коллективным иммунитетом имеется в виду, что 70% населения или более переболели и таким образом защищены, или, если есть вакцина, то привиты. На фоне такого количества людей с иммунитетом 20% или 30% тех, которые его не имеют, будут чувствовать себя более уверенно. То есть передача вируса затрудняется, когда большинство населения невосприимчива к нему. В конце этот иммунитет будет у всех. Наша задача — прививать взрослых, особенно группы риска.
"ДС": 9 декабря Кабмин принял решение о введении локдауна с 8 по 24 января с многими весьма спорными пунктами. Например, метро не закрывать. Не нивелирует ли это все другие противовирусные усилия?
А.М. Дело в том, что в транспорте люди вообще заражаются очень мало. Если действует масочный режим и его придерживаются, то заражение там маловероятно.Я пользуюсь столичным общественным транспортом постоянно — он сейчас точно не переполнен. Кроме того, в транспорте проводят сравнительно немного времени, не так, как дома с семьей или на работе с коллегами, где вы не пользуетесь маской. И если дома или на работе кто-то заболел, не знает об этом, то заразиться гораздо легче, чем проехав полчаса в транспорте и обработав после этого руки.
Кстати, метро не закрывала ни одна страна, кроме Украины. Только в Нью-Йорке очень ненадолго сделали это, но потом поняли, что не дает ожидаемого эффекта, а наша власть упорно мучила украинцев. Особенно медиков, которые живут за городом, в пригородах столицы. У врачей и так много работы и страшное напряжение, а здесь добавились еще и проблемы с доездом на работу, так нельзя!
Относительно дат локдауна, о которых говорится в решении правительства, то это очень странное решение. Почему с 8 января, а не сейчас? Вообще нужно ли это будет через месяц? Не понимаю, на основании чего принималось именно такое решение, может, чиновники хотят поехать отдохнуть куда-то, что ли ... Неправильно и то, что закрывают рынки, но не закрывают отели.
"ДС": Каким должен быть правильный локдаун?
А.М. Если все придерживаются масочного режима, то он не нужен. Но, к сожалению, в реальности все не так. Есть, например, те же ночные клубы, где масочный режим никто не контролирует. Если процесс уже идет, человек заразился, то сделать так, чтобы он не заразил, скажем, домашних, трудно — не будешь же ходить в маске еще и дома. Когда болеют гриппом, например, то развитие очень стремительное, уже после пяти дней вируса в организме нету, то есть инкубационный период болезни короче. С ковидом другая ситуация — длинный инкубационный период, начинается он часто не так стремительно, и из симптомов это нечасто можно понять.
"ДС": В Корее уже заговорили о третьей волне пандемии. Каков ваш прогноз относительно ее завершения в Украине?
А.М. Я квалифицирую нынешний ход пандемии в Украине как ее первую волну, потому что весной еще не было широкого распространения вируса. Вторая волна у нас будет совпадать с осенне-зимним похолоданием в следующем году. К тому времени можно успеть привиться, если будет чем, плюс большая часть населения переболеет и вторая волна будет намного слабее. Кроме того, есть страны, которые пострадали больше, та же Испания, но они уже с марта откроют въезд к себе, никаких запретов не будет.
"ДС": По вашему мнению, каковы самые грубые ошибки власти в борьбе с ковидом?
А.М. Во-первых, это то, что санэпидслужбы и эпидемиологов до сих пор фактически нет. Не были подготовлены и больницы, медреформа этому не способствовала. Кроме того, многие врачи и медсестры поехали за границу, в частности в Польшу, Чехию, Словакию, ведь там за ту же работу платят в разы больше. То есть с проблемой оттока кадров тоже никто не боролся.