Александр Животовский: банкиру нечего делать в связи
Выпускник Киевского национального экономического университета (нархоз) по специальности "Финансы" 37-летний Александр Животовский зарекомендовал себя неплохим инвестбанкиром. Но вряд ли он достиг бы такого стремительного карьерного роста и превращения в госслужащего третьего ранга, если бы не его покровительница - одна из самых влиятельных ныне в Украине выпускниц того же нархоза, глава НБУ Валерия Гонтарева. Именно она, как говорят участники финансового рынка, заметила подающего надежды молодого экономиста, работавшего в начале 2000-х директором по экономике Гостомельского стеклозавода, аналитиком донецкой энергокомпании "Горэнерго", а затем - экономистом инвестиционной компании "Тройка Диалог Украина". В 2007 г. Животовский устроился в ING Bank Ukraine на скромную должность эксперта отдела инвестиционных банковских услуг, в котором тогда первым зампредом правления работала Гонтарева. В том же году она ушла из банка и создала свою компанию ICU, сосредоточившись на торговле ценными бумагами и инвестиционном банкинге. И в прошлом году переманила к себе Животовского, который к тому времени дорос до начальника отдела корпоративных финансов ING Bank Ukraine. Набравшийся опыта молодой финансист возглавил отдел инвестиционной деятельности компании Гонтаревой и проработал под ее руководством полтора года, вплоть до июля 2014 г. После чего он стал председателем Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере связи и информатизации (НКРСИ). В соответствии с законодательством комиссия занимается государственным регулированием в сфере телекоммуникаций, информатизации, пользования радиочастотным ресурсом и предоставления услуг почтовой связи. То есть, является органом, весьма далеким от корпоративных финансов и инвестиционно-банковской деятельности. Что вызвало недоумение у многих участников профильного рынка, считающих, что повышать инвестиционную привлекательность телекоммуникационной отрасли должен не просто исполнительный инвестбанкир, а прежде всего человек, понимающий основные принципы ее работы.
Впрочем, Животовский не стушевался и в течение нескольких месяцев после своего назначения дал несколько комментариев относительно реформирования отрасли, значительная часть которых была наполнена здравым смыслом. Своей первоочередной задачей он назвал подготовку тендера по продаже лицензий на 3G-связь и в этом направлении сумел продвинуться вперед - тендер после нескольких месяцев согласований был объявлен на днях. Однако возглавляемое Животовским ведомство в итоге утвердило такие условия, которые, по сути, лишают конкурсы всякой интриги и не дают надежды на то, что государству удастся выручить за свои лоты больше их стартовой стоимости.
Как инвестиционный банкир Животовский лучше других должен понимать - если в стране существуют три крупнейших мобильных оператора ("Киевстар", "МТС-Украина" и "Астелит"), не имеющих лицензий на 3G, для обеспечения максимальной конкуренции между ними нет никакого смысла выставлять на торги три таких лицензии, как сделала НКРСИ. Подобные ошибки уже сделали в свое время власти Нидерландов, выставившие на продажу в 2000 г. пять лицензий на 3G на рынке с пятью операторами и в итоге продавшие их по близкой к стартовой стоимости этим же пяти операторам. Учитывая, что цена лицензий в Украине установлена на достаточно высоком уровне (2,7 млрд грн. за единицу), что, исходя из стоимости 1 МГц на жителя страны, делает ее дороже, чем, например, аналогичные лицензии, проданные в Латвии, Турции, Словакии и Румынии, а также необходимость профинансировать расходы на проведение конверсии частот (около 1,6 млрд грн. на троих), конкурсы вряд ли привлекут внимание сторонних инвесторов. И, вероятнее всего, члены "большой мобильной тройки", договорившись друг с другом, спокойно разделят лоты на троих. Или же вообще проигнорируют торги, заставив чиновников снизить цены. По крайней мере, о том, что "справедливая" цена каждой из лицензий не превышает 1 млрд грн., недавно уже намекнули в компании "МТС-Украина".
О своем видении перспектив телекоммуникационной отрасли Животовский старается не распространяться. Впрочем, и того, что он говорит, достаточно, чтобы понять - личной инициативы на своем посту ему лучше не проявлять. Чего стоит, например, его заявление относительно развития технологии четвертого поколения мобильной связи 4G, которая уже пять лет активно развивается в мире, придя на смену уже устаревающей технологии 3G. "Чтобы перейти на 4G, должно появиться достаточное количество устройств, которые его поддерживают. Распространенные сегодня в Украине смартфоны и планшеты в большинстве своем поддерживают технологии второго и третьего поколения мобильной связи", - заявил Животовский. Мысль о том, что появление 4G-сети создаст спрос на такие девайсы и подстегнет их продажи, в том числе самими операторами-лицензиатами, у новоиспеченного куратора телекоммуникационного рынка не возникает.
В остальных направлениях Животовский не отличается разборчивостью. Например, в октябре НКРСИ выдала пятилетнюю лицензию на право предоставления услуг по техническому обслуживанию и эксплуатации сетей эфирного телевещания на территории Днепропетровской, Житомирской, Ивано-Франковской, Киевской, Полтавской и Черниговской областей скандальной компании "Зеонбуд", ставшей монопольным оператором цифрового телевидения в Украине при Викторе Януковиче, что, по слухам, объяснялось ее близостью к "семье". Параллельно НКРСИ и подведомственное ей госпредприятие "Украинский государственный центр радиочастот", руководителем которого в августе этого года Животовский назначил бывшего менеджера главы Администрации Президента Бориса Ложкина Валентина Резниченко (с 2003 г. он работал вице-президентом "Украинского медиа-холдинга"), вместо обещанной дерегуляции телекоммуникационного рынка, наоборот, идет на ужесточение госрегулирования. О чем говорит недавняя инициатива Резниченко вернуть его предприятию функцию надзора над участниками профильного рынка.
64 млрд грн. составили в 2013 г. доходы рынка, контролируемого НКРСИ
Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сфере связи и информатизации (НКРСИ), контролирует рынок, объем доходов которого по итогам прошлого года составил порядка 64 млрд грн., или почти 21,5% общеукраинского объема реализованных услуг. Из них на долю услуг связи пришлось более 82% (52,5 млрд грн.). На указанном рынке работают около 3,8 тыс. операторов и провайдеров, внесенных в соответствующий реестр. Общее число субъектов хозяйственной деятельности, которые работают в сфере связи и информатизации, по данным НКРСИ на начало текущего года, превышало 66 тыс. Несмотря на аннексию Крыма, этот рынок растет. За девять месяцев 2014 г. доходы от реализации услуг связи в Украине (без учета АРК и Севастополя) составили 39,33 млрд грн., или на 2,5% больше по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. Основными сегментами на рынке телекоммуникационных услуг остаются мобильная, телефонная фиксированная и компьютерная связь, совместная доля которых в общих доходах от предоставления телекоммуникационных услуг по итогам девяти месяцев 2014 г. составила почти 95%.