Александр Клименко о новых методах детенизации экономики

А также о методах борьбы с выплатой зарплат в "конвертах", о "карте" теневой экономики как неофициальном способе выявить реальный бизнес и уклоняющийс

По данным Госинспекции по труду, на сегодняшний день в стране около 140 млрд. грн. ежегодно выплачиваются в "конвертах". Институт социологии НАНУ оценил количество работающих нелегально граждан в 4 млн. человек. По оценкам Минэкономразвития и торговли, теневой товарооборот только в секторе розничной торговли достигает 40%, в целом же по стране в тени пребывает от 35 до 50% ВВП.

Заместитель главы Государственной налоговой службы Украины Александр Клименко считает, что уже до конца года можно значительно улучшить ситуацию. О новых методах работы налоговиков г-н Клименко рассказал в интервью "Деловой столице" №31-33(533-535) от 01.08.2011 г.

Александр Викторович, какие объемы теневой экономики фиксирует сегодня налоговая служба?

А.К. По нашим оценкам, от 10 до 17% предприятий с оборотом свыше 1 млн. грн. используют различные схемы уклонения от налогообложения, то есть уводят часть доходов в тень. Что касается доходов физических лиц и заработных плат, то здесь есть много разных подходов. В том числе справедливой можно назвать и оценку Госинспекции по труду. Однако более точные данные мы будем готовы предоставить в конце лета, после получения отчетности, в которой фиксируется уплата налога на доходы физлиц за первое полугодие.

Каким образом вы планируете бороться с теневыми доходами граждан?

А.К. Еще в минувшем году, когда я работал руководителем налоговой службы в Донецкой области, мы проводили эксперимент по сопоставлению различных баз данных для выявления неплательщиков налогов.

Мы брали базу идентификационных кодов, накладывали на нее отчетность по доходам физлиц. Затем убирали из базы всех нетрудоспособных граждан либо тех, кто еще или уже не может зарабатывать, — студентов, пенсионеров, инвалидов. Сопоставляли эти данные с реестрами недвижимого имущества, земельным кадастром, базой ГАИ, а также базой Пенсионного фонда в части пенсионеров-льготников трудоспособного возраста. Это делалось, чтобы зафиксировать крупные покупки граждан, которые не показали никаких доходов. Таким образом выявляли людей, которые, получая доходы, не платили с них налоги.

Далее база прорабатывалась более детально на предмет поиска тех, кто показывал доходы частично. С начала года мы работаем над внедрением такой системы по всей стране. Первое масштабное сопоставление будет произведено после получения отчетности за первое полугодие. Но точечно мы выявляем такие случаи уже сегодня.

Сколько таких нарушителей вы выявили с начала года?

А.К. При проверках предпринимателей, которые, по нашим подозрениям, выплачивают зарплату и другие доходы физлицам в "конвертах", мы обнаруживаем нарушения в 95% случаев. С начала года мы выявили свыше 64 тыс. человек, работающих без оформления трудовых соглашений и, соответственно, без уплаты необходимых налогов и сборов. Всего по итогам таких проверок доначислено 189 млн. грн. налога на доходы физлиц с учетом штрафов.

За выплату зарплаты в "конвертах" нами возбуждено 159 уголовных дел и еще 789 материалов передано в правоохранительные органы. С начала года 1200 человек сами обратились к нам с информацией о теневых зарплатах и изъявили желание доплатить неуплаченный налог на доходы.

Есть ли у налоговой службы план: какие объемы зарплат в "конвертах" вы должны детенизировать до конца текущего, следующего года?

А.К. Такого плана нет. Прежде всего потому, что мы не хотим, чтобы он дал обратный эффект и превратился в инструмент давления. Наша задача — наладить системную работу, внедрить новые инструменты борьбы с тенью, которые позволят систематически снижать количество как уклоняющихся от уплаты налогов предприятий, так и граждан.

С начала года мы уже смогли вывести из тени 12,2 млрд. грн. при общем приросте налоговых поступлений за первое полугодие в размере 40 млрд. грн.

Какие инструменты будет применять налоговая для дальнейшей детенизации?

А.К. Сейчас мы внедряем новый аналитический инструмент — "Срез экономической ситуации". До конца лета эта программа заработает в полном объеме. Программа будет отслеживать работу налогоплательщиков и, согласно заданному алгоритму, распределять их на две категории: реальный бизнес и уклоняющиеся. Такой срез производится по каждой региональной налоговой инспекции. Затем формируется видение экономической ситуации по всей стране.

Как именно это будет происходить?

А.К. Основой "карты" теневой экономики являются конвертационные центры, то есть предприятия, которые стали инструментом по уходу от уплаты налогов, обналичиванию денег, накоплению фиктивного налогового кредита и т.д. С февраля у нас работает риско-ориентированная система раннего выявления и предупреждения работы конвертационно-транзитных групп.

Критерии риска взяты из норм Налогового кодекса. Например, предприятие работает по месту массовой регистрации, пребывает в стадии банкротства и при этом имеет большие обороты; у компании в штате только директор и бухгалтер; мизерный уставный фонд; у учредителей ранее было много банкротств.

Мы также выявляем "встречные потоки" налогового кредита и налоговых обязательств. Если на одной из компаний концентрируется налоговый кредит, а налоговые обязательства нигде не возникают, то это повод для более пристального внимания к ее деятельности. Все эти и другие факторы отслеживаются автоматически. Таким образом мы выявляем компании, которые потенциально могут использоваться как схемные. Их мы и наносим на "карту" теневой экономики.

То есть налоговая служба вешает на компанию ярлык на основании своих предположений?

А.К. Компания сама на себя вешает этот ярлык, поскольку подпадает под критерии риска, прописанные в Налоговом кодексе. Теневая "карта" — это инструмент для наших аналитиков, на основании которого мы проводим дальнейшую работу, чтобы понять, действительно ли есть проблемы, о которых сигнализирует программа.

По этой "карте" мы будем выявлять, в каких регионах сконцентрированы компании-инструменты для ухода от уплаты налогов, направлять туда усиленную методологическую помощь. Таких предприятий, по нашим данным, в стране сегодня не более 1% от всех субъектов хозяйствования. Поэтому о массовых отработках бизнеса речь не идет. Но наша задача — выявить также "заказчиков", тех, кто создает спрос на конвертационные центры. Те самые 10–17% компаний, о которых я говорил вначале.

Сейчас точные данные о динамике назвать сложно, но, по нашим оценкам, количество "пользователей" таких компаний с февраля уменьшилось на 25%. Думаю, уже в ближайшее время мы додавим этот сегмент полностью.

Какова вероятность, что по ошибке под усиленный контроль попадет добропорядочная компания?

А.К. В каждой работающей системе есть погрешности. Если мы увидим, что обороты предприятия оправданно высоки, что сделка имела экономический смысл, что была реальная поставка, у нас не будет претензий, никто не станет применять какие-то репрессивные методы работы с такой компанией. Но если сигнал автоматической системы подтвердится, наша реакция будет жесткой и необратимой.

Одним из ключевых инструментов является признание сделок ничтожными и перечисление всего дохода, полученного неправомерным путем, в бюджет. Когда предприниматель будет ставить на одну чашу весов сомнительную выгоду, которую он может получить от ухода от налогообложения, а на другую — те проблемы, которые мы ему создадим своим визитом, ему должно быть понятно, что сегодня выгоднее платить налоги честно.

Можно ли говорить, что "карта" теневой экономики — это практически план будущих проверок? Будет ли он в таком случае публичным? И смогут ли предприниматели обжаловать присвоение им статуса "теневой компании"?

А.К. Нет, отождествлять "карту" с планом проверок нельзя. В Налоговом кодексе нет "карты" как основания для проведения каких-либо ревизий. Просто наши аналитики будут отслеживать деятельность предприятий, которые фигурируют в этих "картах", более внимательно. И результаты анализа могут учитываться при отборе компании для внеплановой проверки.

Мы не планируем предоставлять этим "картам" официальный статус. То есть они не будут публичными. Хотя, конечно, будут интегрированы с системой "Проверь своего контрагента" на сайте ГНС. Сам же факт попадания на "карту" даже по ошибке не несет за собой никаких последствий — никто не станет доначислять на этом основании налоговые обязательства или штрафы. Поэтому нет смысла обжаловать факт попадания на "карту".

Алексей Набожняк ("Деловая столица" N31-33 от 01.08.2011 г.)

ДеПо - интернет-ресурс издательства "Картель". Републикация авторских статей и интервью, размещенных на портале ДеПо, запрещена. Читайте подробные Правила  републикации.