Александр Черненко о выборах-2012: в каждом округе будет свой Сталинград

Эксперт считает, что самым большим минусом нового закона о выборах является повышение проходного барьера до 5%

Глава правления Комитета избирателей Украины Александр Черненко рассказал в интервью "Деловой столице" о положительных и негативных моментах нового закона "О выборах народных депутатов Украины".

Авторы закона уверяют, что в нем не осталось лазеек, которые могут быть использованы для организации массовых фальсификаций на выборах. Так ли это?

А.Ч. В общем, да, если говорить о процедурных вопросах проведения избирательной кампании. Утвержденный вариант качественнее тех законопроектов, которые были представлены на рассмотрение депутатов Министерством юстиции и фракцией ПР во главе с Александром Ефремовым. В то же время ошибочно было бы утверждать, что грядущие выборы в Верховную Раду получили иммунитет от возможных злоупотреблений и фальсификаций. К сожалению, украинские реалии и опыт предыдущих кампаний свидетельствуют о том, что всегда найдется место нарушениям. Всесильность административного ресурса законом не отменишь. Но с новым законом, по крайней мере, повысилась вероятность того, что мы не увидим откровенных манипуляций.

Вы имеете в виду появление более тонких технологий фальсификаций? Какие нормы закона в этом контексте выглядят наиболее уязвимыми?

А.Ч. Главным недостатком документа является то, что с повышением проходного барьера до 5%, согласно последним результатам социологических исследований, мнение почти половины избирателей не будет учтено вовсе. Если суммировать общий прогнозируемый результат тех партий, которые сегодня способны преодолеть повышенный барьер, то получим цифру примерно в 55%. И получается, что представители 45% избирателей в ВР шестого созыва не будут представлены вообще. Это главная манипуляция, проведенная еще до голосования. Также проблемной является и другая норма закона, предусматривающая возможность кандидатам от партий одновременно баллотироваться и по спискам своей политической силы, и в мажоритарном округе. Хотя Конституционный суд, когда еще действовала пропорционально-мажоритарная система выборов (в 1998–2002 годах), дал негативную оценку такой практике. Следовательно, 366 депутатов, поддержавших новый закон, представляющие и власть, и оппозицию, сознательно пошли на нарушение Конституции. И получается, что очередные выборы в Украине пройдут по антиконституционному закону.

Это общие моменты. Остались ли в новом законе нормы, которые могут использоваться для непосредственного влияния на окончательный результат выборов уже во время выборов?

А.Ч. Они есть. С одной стороны, усовершенствованы нормы, касающиеся возможного снятия кандидатов с регистрации, голосования на дому без соответствующего обоснования, улучшена защита избирательных бюллетеней. В то же время не исключено, что во время выборов мы вновь станем свидетелями голосования одних и тех же избирателей на разных участках по несколько раз. Хотя соответствующий пункт касается скорее закона о государственном реестре. Но упоминается он и в избирательных правилах. Речь идет о хорошо известных открепительных талонах. В утвержденной редакции закона они запрещены как таковые. Взамен разрешается временное изменение избирательного адреса граждан. Это означает, что избиратель может заранее подать заявление в местный орган ведения реестра с просьбой разрешить голосовать на другом участке, если в день выборов ему надо уехать, например по работе. Но при этом действенных защитных механизмов от многократного голосования одного избирателя на нескольких участках в законе нет. Решить эту дилемму сможет только принятие избирательного кодекса, где все подобные ситуации будут четко прописаны.

Основным недостатком нового закона о выборах является то, что с повышением проходного барьера до 5% мнение почти половины избирателей не будет учтено вовсе. И это главная манипуляция парламентской кампании, проведенная еще до голосования 

Такая миграция избирателей может стать массовой технологией?

А.Ч. Безусловно. Если, к примеру, директор предприятия или ректор вуза баллотируется в мажоритарном округе, то искушение воспользоваться такой манипуляцией для него будет очень велико. В административном порядке такой руководитель может потребовать от своих подчиненных или студентов изменить свой избирательный адрес и организовывать автобусы, которые привезут их на участки его округа, где они и поддержат своего кандидата. Они смогут проголосовать только один раз, и формально нарушений не будет, но в масштабах одномандатного округа даже тысяча-две голосов способны повлиять на окончательный результат выборов и привести к победе более предприимчивого претендента. В новом законе нет и действенного механизма защиты от возможного подкупа избирателей. Соответствующее наказание за такие действия предусмотрено Уголовным кодексом, но вопрос, как на практике предотвратить это, остается проблемой. Впрочем, решить ее объективно сложно, поскольку для этого в первую очередь необходима соответствующая позиция самих граждан.

Изменилось ли в новом законе о выборах регулирование ситуации, когда избиратель в день голосования обнаруживает ошибки в своих данных? Ведь на прошлых выборах такого рода случаи также имели отношение к фальсификациям.

А.Ч. Частично. Теперь члены комиссии смогут исправлять лишь незначительные неточности, например, опечатки или грамматические ошибки. Но если избиратель вовсе не найдет себя в списке, то ему придется обращаться в суд. И только по его решению избирком сможет включить гражданина в избирательный список. Правильно ли это - вопрос риторический. Здесь палка о двух концах. Я лично считаю, что списки избирателей в день голосования необходимо закрыть и запретить вносить туда какие-либо существенные изменения, даже после решений суда. Мы ведь прекрасно знаем, какие в Украине суды. Опыт показывает, что служители Фемиды по указке сверху могут под копирку пополнять уже составленный избирательный список хоть сотней избирателей, вне зависимости от того, проживают они по соответствующему адресу или нет. Поэтому не исключаю, что на выборах 2012 года такая технология также будет использована для поддержки "правильных" кандидатов. Тем более, что потом доказать факт такой фальсификации практически нереально.

Критики нового закона утверждают, что основные фальсификации будут проходить в мажоритарных округах…

А.Ч. Мажоритарная система в принципе более уязвима для фальсификаций. Позитивным в принятом законе стало то, что кандидатов в одномандатных округах будет регистрировать Центральная избирательная комиссия, а не окружные, как это было в 1998–2002 гг. Следовательно, риск того, что независимые или оппозиционные кандидаты будут сниматься с регистрации по надуманным причинам, существенно уменьшится. Но очевидно, что все так или иначе будет решаться во время подсчета голосов. И здесь вновь на первый план выходят окружные избиркомы. Где, как показывает опыт местных выборов, ПР может получить большинство с помощью представителей партий-сателлитов.

Если оценивать в общенациональных масштабах, какой процент фальсификаций стоит ожидать?

А.Ч. Тяжело оценить общую картину. Могу точно сказать, что в каждом округе будет свой Сталинград. В тех регионах, где изначально электоральное преимущество будет на стороне одного кандидата, оппозиционного или провластного, что-то изменить будет сложно. Но в тех округах, где популярность конкурентов будет примерно одинакова, мы увидим всевозможные старые и новые технологии, в том числе и фальсификации. Как минимум в трети округов, а то и в половине, выборы пройдут достаточно жестко.

Каковы шансы на успех с учетом нового закона о выборах получат действительно независимые кандидаты?

А.Ч. Могу точно сказать, что закон усложняет фальсификации против таких кандидатов. А значит, теоретически увеличивает шансы тех претендентов, которые действительно будут пользоваться поддержкой большинства избирателей. Но это только теоретически.

Ярема Городчук ("Деловая столица", N47, 21 ноября 2011)

ДеПо - интернет-ресурс издательства "Картель". Републикация авторских статей и интервью, размещенных на портале ДеПо, запрещена. Читайте подробные Правила  републикации.

{(16)}