Ахметов придумал, как заработать очередной миллиард
16 октября депутаты от Оппозиционного блока Юрий Мороко и Юрий Мирошниченко зарегистрировали в Раде изменения к Закону "О телекоммуникациях" (законопроект № 3338), призванные урегулировать деятельность операторов мобильной связи. Документ впервые вводит понятие так называемых виртуальных мобильных операторов (Mobile Virtual Network Operator, MVNO). Такой оператор может рассчитывать на присоединение к сетям базового мобильного оператора без получения лицензий на радиочастоты. А также получает право на номерной ресурс, собственный биллинг, инфраструктуру (кроме арендованных мобильных сетей) и т.д. "На самом деле идея верна - вопрос в реализации", - считает заместитель председателя правления Интернет ассоциации Украины (ИнАУ) Татьяна Попова. "Законопроект надо было назвать "Закон Украины о виртуальном операторе ООО "Тримоб". Вот тогда все стройно и понятно", - подшутил в соцсети член правления "Киевстара" и депутат Киевсовета Андрей Осадчук.
Мороко не впервые лоббирует интересы Ахметова, который владеет компанией "Тримоб", выделенной из состава "Укртелекома" вместе с лицензией на 3G-связь. До того, как стать депутатом Верховной Рады последних нескольких созывов, Марокко работал директором еще одной компании Ахметова - "ММДС Украина", которая владеет лицензией на 4G-частоты в диапазоне 2,6 ГГц. Однако и "Тримоб", и "ММДС Украина" самостоятельно построить бизнес не могут. У "ММДС Украина" вообще нет ни сетей, ни персонала, ни оборудования - только лицензия.
Строить на базе "Тримоба" или "ММДС Украина" национального оператора или вообще сколько-нибудь значимого провайдера услуг - дорогое удовольствие. Дело в том, что покрытие 3G и 4G безумно дорогостоящее и имеет смысл лишь в городах-миллионниках, а национальное покрытие должно обеспечиваться за счет мощностей действующих мобильных операторов в частотах GSM-связи. Ахметов даже не может никому сдать в аренду эти компании или вообще продать их. Если кто-то возьмется развивать бизнес "Тримоба" или "ММДС Украина", ему все равно придется договариваться с кем-то из большой тройки. Эту загвоздку в свое время хорошо прочувствовал владелец "Фидобанка" Александр Адарич , который не меньше чем Ахметов, заинтересован в принятии предложений Мороко и Мирошниченко. В 2013 году Адарич создал виртуального оператора "Фидомобайл". "Но ему так и не удалось договориться ни с одной украинской мобильной сетью о сотрудничестве. Те его просто не пустили в свои сети и соответственно - на рынок", - рассказал "ДС" источник в одной из компаний.
Поэтому Мороко и Мирошниченко предлагают, помимо определения понятия "виртуальный оператор" и сопутствующих нюансов, дополнить статью 1 действующего закона о телекоммуникациях, наверно, ключевым пунктом: мобильным операторам запрещается создавать необоснованные технические или экономические барьеры для доступа к сети виртуальным операторам. "В частности, базовом оператору запрещается устанавливать необоснованную стоимость использования сети выдвигать необоснованные технические требования для взаимодействия с виртуальным оператором", - говорится в законопроекте.
Базовые операторы могут отказать лишь, если нагрузка на сеть в случае подключения возрастет до 70%, а в часы пик - до 90%. Если виртуальный оператор считает, что ему необоснованно отказали в доступе, он может пожаловаться в Национальную комиссию по вопросам регулирования связи и информатизации или пойти в суд. Если Мороко и Мирошниченко проведут свой законопроект через парламент и его подпишет Президент, большой мобильной тройке - "Киевстар", "МТС-Украина" и "Астелит" - возможно, придется поделиться долей рынка.