Ахметов начал войну за энергетику

В Минэнергоугля считают, что группа ДТЭК сама создала себе проблемы, став монополистом в тепловой энергетике, и не хотят принимать ее условия
Фото: detek.com

Донецкий окружной админсуд, временно расквартированный в Славянске, лишил государственное предприятие "Энерго­рынок" нескольких сот миллионов. Как выяснила "ДС", в конце марта суд удовлетворил иск компании "ДТЭК Востокэнерго", принадлежащей Ринату Ахме­тову, к Национальной комиссии по госрегулированию в сфере энер­гетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ), которую возглавляет экс-менеджер Roshen Дмитрий Вовк. 2 февраля он подписал постановление (№158), которым запретил осуществлять платежи за электроэнергию, произведенную на мощностях оккупированных территорий Дон­басса. Логика была проста: линии электропередач между регионами разрушены, так что о перетоке электроэнергии речь идти не может. А за ток террористы псевдогосударства ДНР с Украиной не рассчитываются. Получается, государство не обязано платить компании Ахметова за электро­энергию, которую тот выпустил для территорий, находящихся под контролем террористов. Кроме "бывшего хозяина Дон­бас­са", под раздачу попало и предприятие "Донбассэнерго" быв­шего депутата от Партии регионов Игоря Гуменюка, близкого к экс-пре­зиденту Виктору Януковичу.

В середине февраля Донецкий окружной админсуд, куда подала иск "ДТЭК Востокэнерго", на время разбирательства приостановил постановление Нацкомиссии. Тогда же разразился грандиозный скандал, когда стало известно, что ГП "Энергорынок" решило оперативно выполнить решения Феми­ды и отправить частникам деньги: 380 млн грн. - "ДТЭК Восток­энерго" и 200 млн грн. "Донбас­сэнерго". Правда, платежи были заблокированы Государственным финансовым мониторингом. После чего Ген­про­куратура открыла уголовное дело по данным фактам.

Даже при нынешних тарифах глава Минэнергоугля Демчишин оценивает рентабельность ДТЭК более чем в 30%. По его данным, при себестоимости угля на уровне 700 грн. за тонну он приходит на генерации уже по 1,1 тыс. грн

16 марта Донецкий суд вынес окончательное решение по делу, зацепившись за формальные причины. Он определил, что спорное постановление НКРЭКУ основывалось на распоряжении Кабинета Министров Украины от 14 января 2015 г. №36-р "О принятии временных чрезвычайных мер на рынке электрической энергии". Согласно ему "Энергорынок" мо­жет менять "алгоритм распределения средств" при условии, что им будет "проведена экспертиза с целью определения возможных последствий и экономической целесообразности изменений". Раз такой не было, то госкомпания должна перечислить Ринату Лео­нидовичу деньги. Суд даже не смутил тот факт, что на момент вынесения решения ООО "ДТЭК Восток­энерго" так и не перерегистрировалось и продолжает базироваться по адресу: Донецк, улица Шевченко, 11.

Как выяснилось позднее, Ринату Ахметову нужны не только деньги за уже отпущенную электроэнергию на территории ДНР, но и больше средств с остальной Украины. ДТЭК, контролирующая львиную долю угольных теплоэнергостанций, хочет, чтобы для них подняли расценки почти в полтора раза. По данным компании Ахметова, тариф для тепловых станций в апреле составит 82 коп. за кВт•ч, снизившись по сравнению с декабрем 2014 г. на 3%. В то же время для других групп производителей тарифы вырастут: для ГЭС на 180%, до 84 коп. за кВт•ч, для АЭС на 49%, до 42 коп. за кВт•ч. Представители ДТЭК считают, что Минэнергоугля и НКРЭКУ ставят компанию в неравное положение. "Нам рассказывают, что снижение тарифов на тепловую генерацию на 10% по сравнению с четвертым кварталом 2014 г. - это нормально. Это нормально на фоне того, что выросли тарифы для населения, для промышленности? Инфляция наших затрат от 20 до 40%, а нам говорят - нет. Ваш тариф должен снижаться", - возмутился гендиректор ДТЭК Максим Тимченко на пресс-конференции 2 апреля.

Министр энергетики Владимир Демчишин уточнил, что ДТЭК требует для своих станций повышения тарифа с 80 коп. до 1,2 грн. за кВт•ч. Более низкие тарифы он объясняет простым фактом: почти весь уголь, который ДТЭК сжигает на своих ТЭС, он добывает самостоятельно и именно там, по мнению министра, Ахметов "прячет" деньги. Демчишин оценивает сейчас рентабельность ДТЭК более чем в 30%. При себестоимости угля на уровне 700 грн. за тонну он приходит на генерации уже по 1,1 тыс. грн.

Чтобы добиться своего, компания Ахметова фактически занялась шантажом. Пока власти не повысят тарифы, ДТЭК отказывается покупать уголь у государственных предприятий. "Мы готовы брать весь объем Львовско-Волынского бассейна, 100 тыс. т в месяц. Мы готовы платить 1,5 тыс. грн. за тонну. Только, уважаемые руководители, вы, пожалуйста, обеспечьте тариф на электроэнергию, который покрывает минимальные затраты", - сказал Тим­чен­ко. Чтобы уломать чиновников, группа Ахметова даже привлекла на свою сторону профсоюзы. Председатель Независимого профсоюза горняков Украины Михаил Волынец пригрозил Демчишину акциями протеста шахтеров в апреле. Но в Мин­энергоугля не хотят идти на попятную. Чиновники считают, что Ахметов сам загнал себя в тупик, скупив на корню всю тепловую генерацию. И теперь, лишившись влиятельных лоббистов во власти, он принимает на себя основной удар регулятора энергорынка.

Опубликовано в еженедельнике "Деловая столица" от 6 апреля 2015 гю (№14/724)