"Агенты в рясах". Когда священники УПЦ МП перестанут чувствовать себя в Украине как дома
За прошлый год только 205 общин перешли в ПЦУ. Такими темпами процесс ликвидации русской церкви в Украине может растянуться на многие годы

С начала войны СБУ открыла более 100 уголовных производств в отношении священников УПЦ МП. Эта цифра еще раз подтверждает то, что церковь московского патриархата, по сути, является филиалом российской спецслужбы, действующей методом агентурного воздействия. "Агенты в рясах" после трех лет войны продолжают доносить нарративы Кремля до прихожан, сдают позиции ВСУ, наводят вражеские обстрелы, агитируют за "русский мир". И даже принятый Верховной Радой закон о запрете УПЦ МП не может изменить ситуацию. Государство фактически перевело инициативу по борьбе с УПЦ МП на местные общины. Некоторые из объединенных территориальных общин обращаются по поводу запрета приходов УПЦ МП и отказываются продлевать им аренду земельных участков, но есть и публично поддерживающие священников московского патриархата. Какие же шаги может предпринять государство для более активной борьбы с российскими агентами УПЦ МП?
Уголовное производство
В начале войны настоятель РПЦ Кирилл (Гундяев) поддержал вторжение в Украину. По его словам, молодые россияне, которые пошли убивать украинцев, совершили настоящий подвиг. И он обещает оккупантам, погибшим в нашей стране, отпущение всех грехов. В ноябре 2023 года СБУ объявила подозрение Гундяеву за "благословение убивать украинцев" по трем статьям УКУ. По данным следствия, он входит в ближайшее окружение Путина, активно поддерживает войну в Украине и использует подконтрольные ему общины РПЦ на территории РФ и представителей УПЦ МП в Украине для распространения вражеской пропаганды. Фактически через своих агентов-священников российские спецслужбы проводят спецоперации в нашей стране.
Из более 100 уголовных дел, которые открыла СБУ по состоянию на осень 2024 года против священников УПЦ МП, выделим наиболее резонансные.
- Психотерапевт и диакон УПЦ МП передавали информацию о позициях ВСУ. В Харькове правоохранители разоблачили врача-психотерапевта и диакона УПЦ МП, которые сливали врагу информацию о местах дислокации украинских защитников, маршрутах передвижения техники, личных данных военных. Врач узнавал необходимую информацию у своих пациентов-военных, проходивших реабилитацию, а священник — у своих прихожан. Отчеты они посылали непосредственно куратору из РФ.
- Осужден священник, который публично восхвалял Путина. В Винницкой области священник церкви Калиновского благочиния (УПЦ МП) во время проповедей восхвалял российского диктатора и оккупантов, ожидал их прихода в область и распространял прокремлевские нарративы среди прихожан. Калиновский районный суд приговорил его к 5 годам лишения свободы.
- Митрополит сдавал позиции ВСУ в Донецкой области. СБУ сообщила о подозрении митрополиту Святогорской лавры, который "подсказал" рашистам позиции ВСУ в Донецкой области. По данным следствия, священник рассказывал о расположении блокпостов сил обороны в Краматорском районе прямо во время литургии. Это зафиксировано на видео, опубликованном самими священниками.
Также о позиции священнослужителей церкви московского патриархата по поводу войны в Украине говорят регулярные скандалы, когда они отказываются отпевать погибших военных. Или молитвы попов в Киево-Печерской лавре "за Россию".
Закон о запрете УПЦ МП
В сентябре 2024 г. начал действовать закон "О защите конституционного строя в сфере деятельности религиозных организаций" № 3894-IX. Документ предусматривает прекращение деятельности на территории Украины религиозных организаций, связанных с русской православной церковью. Он дает приходам 9 месяцев на то, чтобы разорвать связи со страной-агрессором. В общей сложности церквей УПЦ МП в Украине около 8 тыс., поэтому этот процесс точно не закончится в этом году. Далее процедура следующая: местная община голосует за обращение в Государственную службу Украины по этнополитике и свободе совести (ГЭСС), чтобы та проверила приход. ГЭСС дает предписание церкви для исправления ситуации. Если священники не реагируют, служба обращается в суд, который может принять решение о запрете работы прихода.
Эксперты называют закон слишком мягким. По словам вице-президента Украинской ассоциации религиоведов Александра Сагана, максимальное наказание предусмотрено в виде лишения статуса юридического лица, но религиозная организация может действовать и без этого статуса. Как следствие, приходы не спешат переходить в другие церкви. За прошлый год только 205 общин перешли в ПЦУ. Такими темпами процесс ликвидации русской церкви в Украине может растянуться на многие годы.
Роль местных общин
В такой ситуации особенно важно, насколько инициативными будут местные общины. Ведь по закону именно они должны обратиться в ГЭСС для проведения проверки прихода. Есть десятки примеров, когда общины инициируют переход церкви от УПЦ МП в другую религиозную организацию. Одной из последних от УПЦ МП к ПЦУ перешла религиозная община села Комаровцы в Черновицкой области. Община провела голосование, и большинство это решение поддержало.
Еще один метод давления на "агентов в рясах" – прекращение местными советами договоров аренды земли с приходами УПЦ МП. Ровенский облсовет обратился в Кабмин с просьбой прекратить договоры аренды с религиозными организациями, не выполняющими требования украинского законодательства. Депутаты Хмельницкого горсовета запретили всем религиозным организациям УПЦ МП пользоваться земельными участками, находящимися в коммунальной собственности. Но остаются сотни общин, которые не просто не проявляют инициативы по ограничению деятельности священников УПЦ ПМ, но и активно поддерживают их.
Местные власти за "агентов в рясах"
Чем дальше в провинцию, тем больше подходящих эпизодов, ведь местные князьки не боятся большой публичной огласки. Приведем несколько примеров. Поселок Градижск в Полтавской области: община не обращалась в ГЭСС и не планирует это делать. Дело в том, что поселковый голова – Мирослав Носа, а его отец Юрий Носа – священник Свято-Георгиевской церкви УПЦ МП. Поэтому в населенном пункте одновременно действуют две религиозные общины, которые служат в разных церквях — ПЦУ и УПЦ МП. Конечно, есть недовольные ситуацией, когда неподалеку от линии фронта продолжают работать "агенты в рясах" московского патриархата. Но местные власти пытаются всячески избегать публичности. В частности, когда житель поселка в Facebook описал сложившуюся ситуацию, то вскоре появилось решение суда, в котором корреспондента обязали опровергнуть распространенную информацию.
Было бы логично, если бы на тесное взаимодействие местных и судебных властей обратили внимание правоохранительные органы. К слову, у Мирослава Носа уже есть проблемы с законом. Его обвиняют в злоупотреблении служебным положением с ущербом местной общине более чем на 1,5 млн грн. В прокуратуре отмечают, что на протяжении октября 2022 — мая 2023 поселковый голова закупил погрузчик и четыре микроавтобуса по завышенным ценам. В тендере был только один участник, признанный победителем. Судебное заседание окончилось тем, что Носу выпустили на поруки. Поручителям стали председатели нескольких соседних общин, в частности председатель Опошнянской территориальной общины Николай Резник, ранее задерживаемый при получении взятки.
Другой пример — председатель Заболотовской общины Волынской области Валерий Свиржевский, поддерживающий местный приход УПЦ МП так, будто в стране нет войны. Ранее в Заболотовской общине согласовали разрешения на строительство на двух земельных участках — церкви в Заболотье и селе Залесье. Следовательно, председатель села и сельский совет голосуют в интересах УПЦ МП.
А в некоторых регионах "агенты в рясах" до сих пор имеют достаточное влияние, чтобы убедить депутатов не прийти на заседание сельсовета. Председатель совета села Зимное в Волынской области инициировал заседание, на котором депутаты должны рассмотреть запрет деятельности Зимненского монастыря УПЦ МП. Как пишут местные СМИ, священники московского патриархата активно агитировали депутатов не поддерживать это решение. Как следствие, десять депутатов не явились, двое воздержались от голосования. Для положительного решения не хватило одного голоса.
Как спасти верующих
Десятки лет священники УПЦ МП на проповедях вводили нарративы Кремля. По последней статистике прихожан московского патриархата примерно 1,5 млн. И все они находятся под влиянием упомянутых нарративов. Это будет сильно сказываться на безопасности Украины, если данный канал связи с Москвой не будет перерезан.
Сегодня мы видим случаи, когда прихожане живут буквально в выдуманном мире и не могут объяснить, почему началась война. Прихожане Почаевской лавры УПЦ МП заявили журналистам, что "Путин – их правитель, а ракеты по Украине запускает Бог за неповиновение".
Другой случай — прихожане УПЦ ПМ из села Подзахаричи пожаловались вице-президенту США на "гонения в Украине". Соответствующее видео записали поклонники московского патриархата и опубликовали в Facebook. В частности, они не признают собрание общины села, где было принято решение о переходе церкви в ПЦУ. А теперь, по их словам, готовится штурм храма, и их будут "бить по голове арматурой".
Несмотря на войну и беспрецедентные вызовы, с которыми сталкивается наша страна, проблема филиала русской церкви в Украине не должна исходить из фокуса внимания государства и общества. Как свидетельствует ситуация в регионах, оснований для самоуспокоения нет, напротив, много тревожных звоночков. Методы противодействия являются предметом широкой дискуссии, однако уже сейчас можно определить направления, по которым нужно движение.
Первый – изменения на законодательном уровне. Необходимы правки к принятому в прошлом году закону о запрете УПЦ МП, поскольку, как оказалось, есть возможности обойти его требования. У приходов церкви московского патриархата практически нет ответственности на случай, если они не порвут связи с РФ. Нужно усилить ответственность, а еще лучше ввести полный запрет любых религиозных организаций, юридических лиц или общественных организаций, связанных с УПЦ МП и страной-агрессором.
Второе направление — разработка государственной программы, которая будет рассматривать УПЦ МП как опасную для граждан секту и будет перечень мер, как противодействовать работе ее центров, включая разъяснения для прихожан на национальном и местном уровнях. Фактически государство должно взять на себя ответственность за 1,5 млн украинцев, которые сейчас находятся под влиянием де-факто филиала российской спецслужбы и вывести этих людей из-под влияния вражеских агентов.