777 шагов после 7. Как долго Евросоюз будет готовить Украину к членству
Еврокомиссия хочет укрепиться в роли активного игрока в украинской политической жизни. И переговоры о вступлении в ЕС — прекрасный инструмент для этого
Украина получила позитивное решение Еврокомиссии. Впрочем, Евросоюзу это решение нужно не меньше, чем Украине. Наша выгода состоит в том, что с нами начнут полноценные переговоры о членстве в ЕС. А выгода Евросоюза заключается в том, что он благодаря этим переговорам сможет добиться от Украины целого ряда перемен во внутренней политике, экономике и других сферах.
Ориентир — 2029 год
В июне прошлого года Украина получила статус кандидата в члены Евросоюза. Тогда же Европейская комиссия сформулировала рекомендации, которые Украина должна выполнить, чтобы ЕС начал переговоры о членстве. Эти рекомендации были сгруппированы в семь шагов.
С тех пор прошло почти полтора года. И наконец случилось долгожданное событие: глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен заявила на брифинге в Брюсселе, что Украина выполнила более 90% рекомендаций. "На этом основании мы рекомендовали сегодня, чтобы Европейский совет открыл переговоры о вступлении", — сообщила она.
Европейский совет — это высший орган Евросоюза, в него входят лидеры всех стран ЕС. Его ближайшее заседание запланировано на 14-15 декабря. И он, скорее всего, согласится с рекомендацией Еврокомиссии. В результате Украина станет еще ближе к своей евроинтеграционной мечте.
Впрочем, реально переговоры начнутся только в марте. К тому времени Украина должна будет погасить долги по семи шагам. В нынешнем отчете Еврокомиссии засчитаны как полностью завершенные только четыре шага из семи. В марте Еврокомиссия даст новый отчет о прогрессе Украины, и если там будут засчитаны все семь шагов, то опять соберется Европейский совет и утвердит "рамки переговоров" с Украиной.
"Мы рекомендуем Совету принять рамки переговоров после того, как Украина осуществит текущие реформы. Об этом мы доложим Совету к марту 2024 года", — заявила Урсула фон дер Ляйен.
Конечно, есть опасность неприятных сюрпризов. Но ее не стоит преувеличивать. Осталось выполнить менее 10%. По сравнению с тем, что уже сделано, это мелочь. К тому же Евросоюз сам заинтересован в том, чтобы побыстрее перейти к следующему этапу. Ведь тогда от Украины можно будет потребовать уже не семь, а, образно говоря, 777 шагов.
Месяц назад президент Европейского совета Шарль Мишель в интервью немецкому изданию Spiegel назвал сроки: "Да, Украина может стать частью ЕС в 2030 году, если обе стороны выполнят свое домашнее задание". Он подчеркнул, что ни для одного из кандидатов на вступление в ЕС не будет никаких политических скидок. Под "домашним заданием" он имеет в виду провести реформы, бороться с коррупцией и внедрить законодательство ЕС.
Уточним, что 2030 год не вписывается в избирательный цикл Европарламента. Выборы будут в 2024, 2029, 2034 годах и так далее. Так что у нас, по сути, есть два варианта: или постараться успеть за пять лет, или ориентироваться уже на 2034 год.
А успеть нужно не только выполнить "домашнее задание", но и подписать договор о присоединении и получить ратификацию его всеми членами ЕС. Так что 2029 год — это очень оптимистичный ориентир.
Итоги семи шагов
Конечно, для украинцев тема евроинтеграции все это время была на периферии внимания, по сравнению с войной и вызванными ею проблемами для всех и каждого. Тем не менее, Еврокомиссия написала свои рекомендации не для того, чтобы о них забыть. Она методично выдавливала из Банковой реализацию семи шагов — и нигде не снизила планку требований "с учетом войны".
Безжалостность Еврокомиссии понятна. Фактически ЕС признал Украину зоной своей ответственности. И каждый новый этап — прошлогодний статус кандидата, нынешние рекомендации Еврокомиссии, ожидаемое начало переговоров — делает эту ответственность все более жесткой. Пути назад уже нет. Украина сейчас критически зависит от финансирования ЕС. За период с 24.02.2022 Евросоюз оказал Украине помощь в размере 82,6 млрд евро. После войны эта зависимость сохранится, потому что нужны будут огромные деньги на восстановление экономики. И Еврокомиссия пользуется этой зависимостью Киева, чтобы выжать из него те перемены, которые она считает необходимыми.
На брифинге Урсула фон дер Ляйен перечислила главные достижения. "Просто чтобы дать вам представление: основной прогресс был достигнут в реформе конституционного правосудия; избрание Высшего совета правосудия; Антикоррупционная программа; прогресс в борьбе с отмыванием денег; важные меры по ограничению контроля олигархов над общественной жизнью; новый закон о медиа; и прогресс в отношении национальных меньшинств. Остальные реформы уже идут — и это хорошо, — и Комиссия высоко оценивает эти усилия", — рассказала она.
За этим перечнем стоят очень серьезные сдвиги в политике Банковой, которых смогла добиться Еврокомиссия. В качестве показательного примера рассмотрим одну перемену — ту, которую Урсула фон дер Ляйен скромно назвала "важные меры по ограничению контроля олигархов".
Суть в том, что ЕС вынудил Банковую полностью сменить свою антиолигархическую политику. Как известно, Владимир Зеленский основные надежды возлагал на предложенный им закон об олигархах, который был принят в сентябре 2021 года. Этот закон дал Зеленскому в руки инструменты персонального воздействия на любого деятеля, которого он захочет внести в реестр олигархов. Но Еврокомиссия с помощью Венецианской комиссии смогла развернуть антиолигархическую политику Банковой в принципиально другом направлении — не персональных мер против тех, кого президент запишет в олигархи, а систематической борьбы с олигархическим влиянием на жизнь общества.
Вот как об этом рассказывает отчет Еврокомиссии. С одной стороны, "правительство решило отложить реализацию закона об олигархах, подвергшегося критике со стороны Венецианской комиссии, и подготовить поправки к нему в течение трех месяцев после окончания военного положения, принимая во внимание рекомендации Венецианской комиссии".
А с другой стороны, говорится в отчете, Украина отдала приоритет системным мерам против олигархов в соответствии с рекомендациями Венецианской комиссии, выпущенными в июне 2023 года. Украина обновила и продолжила реализацию своего Плана действий по снижению влияния олигархов, который включает системные реформы в ключевых областях, затрагиваемых корыстными интересами. Помимо реформы органов судебного управления и Конституционного суда, принятия нового закона о медиа, реализации государственной антикоррупционной программы и доработки законодательной базы о конечном бенефициарном владении, Украина приняла законодательство, которое укрепило Антимонопольный комитет и восстановило финансовую отчетность политических партий и проверочные функции соответствующих учреждений. Украина также разрабатывает всеобъемлющий закон о лоббировании по согласованию с международными экспертами; запланированы общественные консультации. И пока этот закон не будет принят, этот шаг (пятый из семи шагов) не будет засчитан. Несмотря на все уже сделанное, "Украине все равно следует принять закон, регулирующий лоббирование в соответствии с европейскими стандартами, в рамках плана действий по борьбе с олигархами", подчеркивается в отчете Еврокомиссии.
План перемен после войны
Хотя семь шагов Банковая выполнила с трудом и еще не до конца, но впереди нас ждут более серьезные и интенсивные перемены. Оценить разницу можно, взглянув на содержание отчета. В нем 150 страниц текста. Итогам семи шагов посвящены три страницы (с 9 по 11). А дальше идут 130 страниц (с 12 по 141), которые рассказывают о том, что Украина должна исправить в будущем, если хочет стать членом ЕС. Именно оттуда, по-видимому, будут черпаться условия для "домашнего задания", как его назвал Шарль Мишель, или "рамки переговоров", как их назвала Урсула фон дер Ляйен.
Там множество разделов, охватывающих функционирование демократических институтов, реформу государственного управления, верховенство закона, основные права, экономические критерии, государственные закупки, статистику, финансовый контроль, добрососедство и региональное сотрудничество, внутренний рынок, конкурентоспособность, инклюзивный рост, зеленую повестку дня, устойчивую связь, ресурсы, сельское хозяйство, сплоченность страны, внешние отношения.
Мы, конечно, не будем все это пересказывать. Но отметим несколько политических перемен, которых Еврокомиссия ждет от Банковой.
Например, вот что говорится в отчете о ситуации в медиапространстве: "Наблюдается концентрация медиа из-за обвала медиа- и рекламного рынка, особенно в телевизионном сегменте. Это ограничило доступ людей к плюралистическим медиа в Украине". И дальше пожелания: "Украине необходимо предусмотреть новые способы обеспечения послевоенной структуры плюралистических и независимых неонлайновых медиа (в частности телевидения), включая долгосрочную перспективу общественного вещания и независимость национального регулятора". Можно предположить, что особенно сильная борьба будет по вопросу о переформатировании Нацсовета по вопросам телевидения и радиовещания.
Также Еврокомиссия будет добиваться продолжения децентрализации. И это тоже вряд ли с восторгом будет воспринято Банковой. "В целом, после успешного завершения территориальной части децентрализации, другие элементы реформы еще предстоит завершить. В частности, проекты конституционных поправок, направленные на обеспечение устойчивости и необратимости реформы децентрализации, до сих пор не были выдвинуты из-за запрета на пересмотр Конституции во время военного положения", — рассказывает отчет Еврокомиссии. Тут могут иметься в виду довольно радикальные перемены в Конституции: замена областных и районных госадминистраций на префектов. По сути, это урезание президентских полномочий.
Есть в отчете и требования, которые касаются ближайших месяцев. Например, 15 декабря вступит в силу закон "Об административной процедуре". И Еврокомиссия напоминает Банковой: "В наступающем году Украине следует, в частности: обеспечить своевременное приведение действующего законодательства в соответствие с законом "Об административной процедуре" во всех отраслях, входящих в его сферу действия; восстановить набор сотрудников и процесс отбора на основе заслуг, а также внедрить классификацию должностей в качестве предварительного условия для комплексной реформы заработной платы; добиться прогресса во внедрении Информационной системы управления человеческими ресурсами по всей стране".
Как видим, Еврокомиссия уже освоилась в роли активного игрока в украинской политической жизни. Она хочет и будет укрепляться в этой роли. И переговоры о вступлении в ЕС — прекрасный инструмент для этого. Поэтому можно оптимистично прогнозировать: переговоры обязательно начнутся. В марте семь шагов нам полностью засчитают, чтобы можно было потребовать от Банковой еще 777 шагов.