• USD 42.3
  • EUR 43.3
  • GBP 51.4
Спецпроекты

$6 млрд в год для Путина. Почему Украина продолжает транзит российской нефти

Наша страна не присоединяется к западным санкциям против основного источника российских доходов. Пока перевешивает страх перед Орбаном

Реклама на dsnews.ua

Санкции, которые работают

10 января министерство финансов США ввело новые санкции против энергетического сектора России, нацелившись на добычу и экспорт российской нефти — основной источник доходов РФ. Под санкции попали два крупных российских производителя нефти "Газпромнефть" и "Сургутнефтегаз"; 183 танкера (многие из этих нефтеналивных судов являются частью теневого флота РФ, остальные принадлежат российским операторам); десятки нефтетрейдеров, поставщиков нефтесервисных услуг и страховых компаний. "Сегодняшними действиями мы усиливаем санкционный риск, связанный с торговлей российской нефтью, включая судоходство и финансовое содействие экспорту российской нефти", — заявила министр финансов Джанет Йеллен.

Эффект этих санкций проявился очень быстро. 13 января агентство Reuters сообщило, что по меньшей мере 65 нефтяных танкеров бросили якорь после последних санкций США. Пять из этих танкеров остановились в китайских портах, еще семь бросили якорь в Сингапуре, а остальные остановились в российских портах в Балтийском море и на Дальнем Востоке, согласно анализу Reuters, основанному на данных MarineTraffic и LSEG.

В тот же день агентство Bloomberg сообщило, что Индия откажется от нефтяных танкеров, попавших под санкции США. Высокопоставленный индийский чиновник сообщил агентству, что санкционированным судам не будет разрешено разгружаться. Это не касается судов, зафрахтованных до 10 января, при условии, что они разгрузятся до 12 марта. По словам чиновника, нефтеперерабатывающие заводы Индии движутся к переговорам о срочных соглашениях с поставщиками из стран Ближнего Востока. Поставки нефти не являются проблемой: у ОПЕК есть 3 миллиона баррелей в день свободных мощностей, также поставщики из стран, не входящих в ОПЕК, такие как США, Канада, Бразилия, Гайана, могут легко добавить баррели на мировой рынок. Индийские банки будут требовать сертификаты происхождения, чтобы гарантировать, что сырая нефть не поступает от поставщиков, находящихся под санкциями.

"Нефть — это кровь путинского режима"

"Очень важно существенно уменьшить способность России финансировать свою войну за счет продажи нефти. Нефть — это кровь путинского режима. А теневой флот танкеров — это то, что поддерживает его существование. Пока эти танкеры работают, Путин продолжает убивать. Необходимы сильные санкции", — заявил Владимир Зеленский, обращаясь к Европарламенту 19 ноября.

И западные партнеры его услышали. Ограничения в отношении теневого флота России вошли в 15-й пакет санкций Евросоюза, утвержденный 16 декабря. В санкционный список добавлены 52 судна, общее количество судов под санкциями Евросоюза достигло 79. Им запрещено входить в порты ЕС и получать услуги от европейских компаний.

Реклама на dsnews.ua

Великобритания 26 ноября добавила в свой санкционный список 30, а 17 декабря — еще 20 судов теневого флота РФ, которые перевозили нелегальную российскую нефть. На данный момент действуют британские санкции против более чем 100 судов, транспортирующих российские энергоносители, в том числе против 93 нефтяных танкеров.

И вот теперь по теневому флоту РФ ударили США. Похоже, администрация Джо Байдена рассчитывает таким образом ускорить нарастание финансовых проблем в России. И этим козырем, наверное, воспользуется новая администрация Дональда Трампа, чтобы вызвать у Путина потребность в скорейшем завершении войны.

Санкции, которых нет

Украина могла бы внести свой вклад, запретив транзит российской нефти по своей территории. Слова, сказанные Зеленским насчет танкеров, справедливы и начет нефтепроводов. "Нефть — это кровь путинского режима. А нефтепроводы — это то, что поддерживает его существование. Пока нефтепроводы работают, Путин продолжает убивать. Необходимы сильные санкции" — разве нет?

Еще 1 ноября ряд экспертов инициировали на сайте Зеленского петицию "О запрете содействия экспорту российских энергоресурсов через территорию Украины". Она предлагает, в частности, ввести через СНБО "санкции и полный запрет транзита через Украину энергоносителей (нефти и газа) российского происхождения от границ с РФ и Республикой Беларусь". Транзит российского газа мы уже прекратили с 1 января 2025 года, однако российская нефть по-прежнему продолжает поступать по нефтепроводу "Дружба" из Беларуси через Украину в Венгрию и Словакию.

Один из авторов петиции к Зеленскому, президент центра "Стратегия ХХІ" Михаил Гончар 15 ноября рассказал в статье на сайте zn.ua, что в последние годы через "Дружбу" ежегодно прокачивается 14,5 млн т нефти, приносящей российским компаниям около $6 млрд экспортных доходов. "Укртранснафта" же получала за транзит ориентировочно $165 млн в год, после повышения тарифа в 2023-м сейчас это составляет примерно $240 млн, что почти в 25 раз меньше, чем получают российские компании от продажи указанных объемов нефти.

"На протяжении последнего года Силы обороны Украины постоянно пытаются поражать российские нефтеперерабатывающие заводы, но при этом почему-то не используется возможность нанести ущерб российской нефтяной отрасли на $6 млрд ежегодно путем введения санкций на транзит нефти, — подчеркнул Гончар. — Во время войны за существование государства нет никаких разумных технических или экономических аргументов для Украины продолжать транзит российской нефти в Венгрию и Словакию".

Помимо санкций по решению СНБО, возможен и запрет по решению парламента. Таким путем предложила пойти "Европейская солидарность". Она внесла 7 января законопроект о запрещении транзита нефти и газа через территорию Украины во время военного положения, а также проект постановления об обращении к Кабинету министров насчет принятия неотложных мер, в интересах защиты национальной безопасности Украины, для прекращения транзита российской нефти через территорию Украины.

Понятно, что это можно назвать пиаром. Но никто не мешает "слугам народа" и правительству самим внести такие законопроекты и пиариться на их принятии. Однако правительство выбрало контроверсионный способ пиара: защищать транзит российской нефти.

Аргументы Шмыгаля

Премьер-министр Денис Шмыгаль изложил свои аргументы, выступая в Верховной Раде 10 января. Сопредседатель фракции "Европейской солидарности" Артур Герасимов спросил его: "Вы лично как Денис Шмигаль поддерживаете остановку транзита российской нефти через Украину? Да или нет?" Шмыгаль ответил резко и однозначно: "В отношении запрета транзита и торговли российскими энергопродуктами, любыми российскими ископаемыми, ископаемым топливом, их любыми минералами правительство прилагает максимум усилий для того, чтобы прекратить вообще торговлю любой российской молекулой. Лично моя позиция — прекратить торговлю любой российской молекулой. Точка. И она неоднократно была фиксирована, это политическая позиция президента и правительства нашего государства".

Но тогда почему желание Путина обогатиться на транзите своей нефти через нашу территорию превозмогло в Украине политическую позицию президента и правительства? Оказывается, наша власть боится мести премьер-министра Венгрии Виктора Орбана. Это выяснилось, когда премьер-министр Украины отвечал Юлии Клименко (фракция партии "Голос"), которая спросила его, сколько будут стоить Украине штрафные санкции за расторжение договоров по транзиту согласно законопроекту о прекращении транзита нефти через территорию Украины.

"Остановка транзита нефти по нефтепроводу "Дружба" будет прямым нарушением Украиной договора к Энергетической хартии и Соглашения об ассоциации с ЕС Украиной. Там речь не идет о штрафных санкциях, а речь идет о нарушении Соглашения об ассоциации с ЕС. При этом нарушение Украиной своих международных обязательств по безопасности транзита может быть использовано в качестве достаточной основы для привлечения Украины к ответственности за прекращение надежного и бесперебойного транзита нефти, в частности, со стороны Венгрии, Словакии и Чехии и вероятное выставление соответствующих финансовых требований. Это будет соответствующий международный арбитраж и сумма будет… ее нет сегодня. То есть это будут выставлять и рассчитывать страны, которые понесут соответствующие убытки, но это будут, очевидно, какие-то большие санкции, большие средства", — сказал Шмыгаль.

Страх перед Орбаном вместо воли к победе

Итак, Шмыгаль ссылается на Соглашение об ассоциации с ЕС. Открываем этот документ, находим статью 472 "Меры, связанные с существенными интересами безопасности" и читаем: "Ничто в настоящем Соглашении не препятствует Стороне принимать какие-либо меры […] которые она считает необходимыми для обеспечения собственной безопасности […] во время войны […]". Таким образом, опасения Шмыгаля, что нас признают нарушителями Соглашения об ассоциации, мягко говоря, гиперболизированы.

Аналогично и с другим документом, на который ссылается премьер-министр. Открываем договор к Энергетической хартии, находим статью 24 и читаем: "Положения настоящего Договора […] не должны толковаться как препятствующие использованию какой-либо Договаривающейся Стороной любой меры, по ее мнению, необходимой для защиты существенных интересов ее безопасности, в том числе […] начатой во время войны […]".

Тем не менее, Шмыгаль опасается, что Венгрия, Словакия и Чехия могут обратиться в международный арбитраж. Действительно, такой механизм решения споров предусмотрен в договоре к Энергетической хартии. Однако "Укртранснафта" имеет транзитный договор о предоставлении услуг по транзитной транспортировке нефти только с одной компанией — венгерской группой MOL. Поэтому наиболее вероятен иск от Венгрии.

Но у нас есть целых три министерства — иностранных дел, стратегических коммуникаций и юстиции вместе с евроинтеграционным вице-премьером Ольгой Стефанишиной, которые должны поработать с правительствами и народами стран, зависящих от российской нефти, и убедить их, что покупая российскую нефть, они оплачивают убийство украинцев. То есть при профессиональном подходе к делу можно вообще избежать арбитража. Разве Шмыгаль считает свое правительство неспособным справиться с этой задачей?

Если же все же арбитраж состоится, то, наверное, нужно обладать особенным талантом, чтобы проиграть этот спор. "Нигде не сказано, что во время широкомасштабной агрессии Украина должна предоставлять услуги по транзиту стране-агрессору. Это по сути форс-мажор, обстоятельство непреодолимой силы, и в каждом международном контракте есть такой пункт соответствующий. И поэтому Украина, на мой взгляд, спокойно может пользоваться этим пунктом и прекращать поставки транзита, поскольку война есть война, и страна — жертва агрессии не обязана предоставлять услуги по транзиту нефти или давать зарабатывать деньги на эту войну агрессору против самих себя, нет такого нигде в международном праве. Поэтому можно, на мой взгляд, спокойно прерывать транзит, нет никаких юридических оснований этого не делать", — подчеркнул в эфире espreso.tv директор энергетических программ Центра Разумкова Владимир Омельченко.

Он отметил также другую сторону этого вопроса — моральную: "Ситуация абсурдна, когда мы даем России во время войны миллиарды долларов зарабатывать, за которые они продолжают войну и нас обстреливают, убивают наших солдат и наших граждан, это, мне кажется, аморально абсолютно".

Любые юридические аргументы народу, в общем-то, скучны и неинтересны. А вот то, что мы сами помогаем России зарабатывать миллиарды долларов на войну против нас, это для народа сильный раздражитель. Особенно сейчас, когда Евросоюз, Великобритания, США и Силы обороны Украины занялись систематическим подавлением способностей России экспортировать нефть. Сейчас решается судьба Украины, и в это время бояться гипотетической мести Орбана — сомнительный выбор.

    Реклама на dsnews.ua