Олег Шаблатович: Универсал (интервью)
В свои 33 года миллионер Олег Шаблатович попробовал силы в дюжине самых разных отраслей — от торговли автомобильными ароматизаторами до строительства. Да и в политике он прошел путь от советника министра культуры до члена парламентского комитета по вопросам аграрной политики. А еще он успел поучаствовать в создании крупной влиятельной партии и уже завершил ее… ликвидацию. Несмотря на такую всестороннюю активность, в публичные скандалы Шаблатович начал попадать лишь совсем недавно. Зато громко и с треском
Зарабатывающий на торговле и недвижимости киевский миллионер Олег Шаблатович — новичок в украинском парламенте, и пока явно не привык предугадывать политические риски. Публичные конфузы за последнее время с ним случались уже дважды. Сначала он внес в официальную декларацию о доходах за год лишь 50 тыс. грн., став депутатом в статусе "временно безработного". А затем оскандалился тем, что 10-11 января его карточка голосовала в Раде, а сам при этом отсутствовал. Оба неприятных инцидента Шаблатович прокомментировал одинаково: "Извините, я для себя выводы сделал, это ошибка".
Школу проб и ошибок новичок проходит в неофициальной депутатской группе Сергея Тигипко. В 2009 году он возглавил киевскую организацию партии "Сильная Украина", а уже через год обеспечил своему боссу второе место на президентских выборах по Киеву, с отрывом от Виктора Януковича более чем на 3% (18,95 против 15,91). После ликвидации "Сильной Украины" Тигипко не забыл этот подвиг и включил Шаблатовича в список из четырех избранных, получивших проходные места в списке Партии регионов.
Стань "Сильная Украина" самостоятельным участником парламентских выборов 2012 года, Шаблатович наверняка вошел бы в первую пятерку, а не был лишь 54-м у регионалов. Ему вопрос о нелогичности "сдачи" партии задают, пожалуй, даже чаще, чем самому Сергею Тигипко. Ведь лидер ликвидированной партии в качестве компенсации получил вполне осязаемые привилегии, связанные с должностью в правительстве, а его команда вынуждена мириться с ролями третьего порядка в Партии регионов. Несмотря на это, Олег Шаблатович в общении с "ВД" почти самоотверженно демонстрирует преданность нынешнему президенту Януковичу. Понимая, что в этом случае третий политический конфуз может обернуться куда большими неприятностями.
Может ли самостоятельный политический проект во главе с Сергеем Тигипко быть реанимирован в обозримом будущем?
— На сегодняшний день этот вопрос даже не обсуждается. Все юридические и формальные процедуры, связанные с ликвидацией партии "Сильная Украина", завершены. Я даже не вижу предпосылок, чтобы поднимать вопрос о возобновлении этого проекта.
Предпосылкой могут стать президентские выборы 2015 года.
— Президентская избирательная кампания, по сути, уже стартовала. Цель работы команды, в которую я вхожу, общеизвестна — победа Виктора Януковича. Вопрос о кандидатуре Сергея Тигипко наверняка еще долго будет возникать перед разными выборами. Он знаковая фигура для украинской политики. Но сейчас наша задача — работа на результат для действующего президента.
Правда ли, что Сергей Тигипко может, как и в 2004-м, возглавить избирательный штаб Виктора Януковича?
— Это вполне вероятно. Сергей Тигипко публичная фигура, может держать удар, обладает колоссальным опытом. Именно эти качества нужны для главы избирательного штаба.
А ведь если бы Тигипко сам пошел на президентские выборы, его штаб могли возглавить и вы. Не считаете ли вы опрометчивым решение ликвидировать "Сильную Украину"?
— Однопартийцы этот вопрос задают мне довольно часто. "Сильная Украина" была детищем, в которое мы вкладывали душу. Естественно, воспоминания будоражат, когда касаемся этой темы. Но решение принято, и мы вошли в Партию регионов. Сергей Тигипко — не тот человек, который будет стоять в стороне от принятия важных для страны решений, оставаться в оппозиции. Наверное, он мог подумать о рейтинге, критиковать власть, говорить о плохих законах и плохом правительстве. Думаю, в оппозиции у него был бы очень высокий рейтинг. Но ему предложили тяжелую работу, он согласился, и я считаю, что он сделал правильно.
Но эту работу в правительстве он уже потерял, и теперь рядовой депутат парламентского комитета информационных технологий. Его команда тоже осталась в Раде без кресел. Разве эта игра стоила свеч?
— Думаю да, потому что пока Тигипко работал в правительстве, он отстаивал реформы практически каждый день. Многого удались добиться именно благодаря ему. Сейчас небольшая группа бывших членов "Сильной Украины" в парламенте тоже будет инициировать реформы, но уже через парламент.
Что это будут за реформы?
— Сергей Тигипко на одном из заседаний нашей группы предложил каждому из нас взять определенное важное направление и стать центром изменений в отрасли. Когда я посмотрел на возможные направления, мне наиболее интересным показался аграрный сектор. Я вошел в аграрный комитет парламента, и мы уже обсуждаем необходимые изменения. В первую очередь, они будут касаться урезания полномочий или даже ликвидации ряда контролирующих органов власти. Они сегодня наносят огромный урон аграрной отрасли коррупцией. В аграрный сектор готовы прийти крупные иностранные инвестиции. Но действия контролирующих органов делают это невозможным.
В аграрном секторе наиболее активны два контролирующих органа — Государственная ценовая инспекция и Государственная инспекция сельского хозяйства. Речь о них?
— О них, но не только.
Вы будете предлагать урезать полномочия этих структур или ликвидировать их?
— Об этом пока рано говорить. Этот вопрос пока в самом начале обсуждения. Но уверен, что ответ будет в самое ближайшее время. Я много общался с аграриями, и теперь знаю, что президент, премьер-министр и даже аграрный министр вряд ли догадываются о масштабе проблем, которые порождают погрязшие в коррупционных схемах контролирующие органы. Мы молчать об этом не будем.
Универсальный солдат
Отличительная черта Олега Шаблатовича в бизнесе — поразительная разносторонность. В свои 33 года он успел попробовать себя в операциях с недвижимостью, строительстве, торговле одеждой, импорте оливкового масла, юридических услугах, ремонте электроприборов и продажах автомобильных аксессуаров. Ни в одном из этих направлений он не стал лидером рынка, но его проекты достаточно успешны. Всеядность прослеживается и в том, что в Верховной Раде Шаблатович подался в аграрный комитет и теперь с интересом изучает возможности бизнеса в этой отрасли. Дополняет пеструю картину тот факт, что в парламент он пришел из… Министерства культуры. Там он заведовал инвестициями при давнем знакомом по бизнесу, министре Михаиле Кулиняке.
Ну а начинал Шаблатович в 19 лет с торговли освежителями воздуха для автомобилей. Идея завозить их в Украину пришла нашему герою после посещения родственников в США. Стартовал с совсем небольших объемов, а спустя шесть лет занял чуть ли половину этого рынка. Сейчас рыночная доля компании "Трансвест-групп" намного скромнее. Тем не менее, она является одним из основных продавцов моторных масел, автохимии, автокосметики и автоаксессуаров через такие крупные торговые сети как Metro, "Ашан", "Эпицентр", "Сильпо", "Мегамаркет" и др. Собственное производство автомобильных аксессуаров фирма наладила в Китае.
Но главные доходы Олегу Шаблатовичу приносят операции с недвижимостью. Близкие ему компании пользуются поразительной лояльностью городских властей Киева при решении земельных вопросов. Компания "Валента-Рент", например, без особых проблем получила участок в самом центре столицы на улице Михайловской "для обслуживания и эксплуатации нежилого дома". Другая фирма, "Центральный гастроном", всплыла в СМИ в связи с тем, что на территории выделенного ей участка возле метро "Шулявка" оказался… киоск "Союзпечати". В ходе конфликта выяснилось, что принадлежащее близкой Шаблатовичу фирме здание на спорной земле сдается в аренду под клуб спортивного покера. Клуб спокойно функционировал, несмотря на запрет в Украине бизнеса на азартных играх.
Впрочем, отследить точную структуру активов Олега Шаблатовича на рынке недвижимости крайне сложно. И эта специфика отрасли очень удобна для любого политика, не стремящегося к публичности бизнеса. Наш герой в общении с "ВД" о своих доходах говорит предельно сдержанно.
Судя по крайне небогатой декларации о доходах, свои активы вы переоформили на кого-то задолго до прихода в Раду?
— Да, ведь до работы в парламенте я находился на госслужбе, в Министерстве культуры. Активы я переоформил на менеджеров, каждый из которых занимается своим направлением. Я им полностью доверяю, так что с этим никаких проблем нет. В бизнесе я достиг определенных успехов, но сейчас я вовсе не стремлюсь выбиться в олигархи. Я никогда не гонялся за сверхприбылями.
Правда ли, что в структуре ваших активов появилось и аграрное направление?
— Нет, это неправда. Хотя тема сельскохозяйственной земли меня очень интересует. Так сложилось, что мои друзья и деловые партнеры связаны с этим бизнесом. От них я много слышал об аграрной отрасли. Не исключено, что в будущем этот бизнес заинтересует и меня. Это очень интересный сектор, успех в котором зависит от очень многих факторов. Но можно наладить все на 100%, а если погода не на вашей стороне — сразу в убытках. Это как рулетка. В то же время здесь очень много зависит от качества менеджмента.
У вас очень разноплановые бизнес-активы. Вы легко окунаетесь в неизвестную для себя отрасль?
— На мой взгляд, если заниматься бизнесом с полной отдачей, то отрасль не так уж важна. Какую бы цель себе человек не поставил — открыть парикмахерскую, супермаркет или построить завод, — при большом желании все получится. Но делу нужно уделять все внимание, относиться к нему с душой, найти правильный менеджмент и, естественно, жить этим. В любое время, кризисное или некризисное, если человек относится к делу именно так, у него все пойдет хорошо.
Как вы организовали контроль над эффективностью бизнес-активов?
— Контроль организован в виде совещаний раз в неделю. Этого достаточно. Практически все оперативные решения принимают менеджеры. Правда, в связи с экономическим кризисом в стране иногда возникают ситуации, требующие моего срочного вмешательства. Тогда я подключаюсь. Но это происходит нечасто.
Вы используете перекрестное инвестирование между разными бизнес-активами, или каждое направление развивается автономно?
— Я стараюсь к этому не прибегать. Но иногда приходиться. Ведь в экономике кризис.
Какое направление вашего бизнеса сегодня является "донором" для других?
— Сегодня любая из компаний может при необходимости стать "донором". Для меня этот вопрос стоит иначе: сколько мне нужно денег? Я не ставлю перед собой каких-то сверхцелей.
Когда вы находитесь на пороге создания бизнеса в абсолютно неизвестной ранее отрасли, с чего начинаете?
— Смотрю, как обстоят дела у конкурентов. Если внимательно присмотреться к тому, как ведут бизнес успешные компании, все становится намного легче. Кроме того, для вхождения в новую отрасль необходимо найти правильного партнера, который уже имеет опыт.
Вы не обжигались на том, что слишком много полномочий приходится отдавать менеджерам и партнерам?
— У меня обратный опыт — чем больше отдаю полномочий, чем больше доверяю менеджерам и партнерам, тем лучше результат. Если все держать под жестким контролем, менеджер зажат в тиски и боится принять самостоятельное решение. Но здесь очень важно выбрать правильного человека, с которым потом работать.
Персональное отсутствие
Самое неприятное событие в пока еще очень короткой депутатской карьере Олега Шаблатовича пришлось на 10-11 января 2013 года. Тогда Верховная Рада сенсационно провалила голосование за представление президента Виктора Януковича по поводу увольнения главы НБУ Сергея Арбузова, накануне назначенного первым вице-премьером. Не хватило лишь семи голосов, и причина была очевидна — на рабочем месте отсутствовали 30 регионалов. Из четырех депутатов группы Тигипко отсутствовали трое — сам Тигипко, Владимир Дудка и Олег Шаблатович. Отдуваться за всех пришлось Светлане Фабрикант, которую фотографы сняли за отправкой растерянного sms с текстом: "Мне за вас голосовать? Ефремов говорит надо… Но они следят за вашей карточкой". Уже на следующий день голосование за отставку Арбузова с поста главы НБУ прошло успешно, и даже карточка Шаблатовича проголосовала "за", вот только самого его в Раде не было. Он и лично это подтвердил "ВД".
После фракция партии УДАР сделала представление в Конституционный Суд, требуя признать незаконным голосование по поводу Арбузова. И имя Шаблатовича будет в перечне тех, чьи депутатские карточки использовались с явным нарушением Конституции. Усилиями оппозиции тема персонального голосования депутатов стала едва ли не самой топовой в феврале. И каждый раз, когда разговор касается этой темы, Олег Шаблатович не скрывает смущения.
Как получилось, что 10-11 января вы отсутствовали в Верховной Раде, но депутатская карточка на фамилию Шаблатович проходила регистрацию, а 11 января даже проголосовала "за", когда рассматривался вопрос увольнения главы НБУ?
— СМИ об этом много писали, я читал — было очень неприятно. К сожалению, всегда будут обстоятельства, по которым тот или иной депутат не сможет быть на рабочем месте. Во фракции Партии регионов 208 человек, и 5-7 из них обычно отсутствуют. Кто-то заболел, у кого-то проблемы в семье, кто-то должен быть на похоронах — это жизнь. 10-11 января я был не на отдыхе, не ездил куда-то загорать, а отлучился по семейным обстоятельствам. Мне нужно было побыть с родными. Всех, кого нужно, я заранее об этом предупредил. Так что совесть у меня чиста.
Проясните все-таки вашу личную позицию по вопросу персонального голосования депутатов.
— Я за то, чтобы каждый депутат ходил на работу ежедневно и голосовал самостоятельно. Это позиция всей нашей фракции, премьер-министра и президента. Думаю, в решении этой проблемы все уже сдвинулось с мертвой точки. Уже в ближайшее время мы увидим совершенно другой парламент, в котором каждый будет ответственен за свое голосование.
Насколько вероятно то, что крупные бизнесмены из фракции Партии регионов сложат депутатские полномочия в связи с новыми требованиями по поводу персонального голосования?
— Я не исключаю, что так и будет. Когда эти люди заходили в парламент, была одна ситуация, сейчас она совершенно другая. Скорее всего, у таких людей будет серьезный разговор с руководством страны, с главой фракции. Вопрос будет поставлен конкретно: или ты работаешь в парламенте, или сдавай заявление и дай возможность работать другим.
Депутаты, которые не присутствовали в Раде 10-11 января, были предупреждены о важности голосований, назначенных на эти дни?
— Перед каждой сессией, естественно, фракция уведомляет нас, что необходимо быть на месте в конкретную дату. О важности каких-то вопросов не предупреждают, но это и не нужно. В парламенте все вопросы важны. На работу в любом случае нужно ходить. Я не собираюсь пропускать ни дня работы в Раде. Все в этом смогут убедиться.
Насколько резкой была реакция фракции по поводу вашего отсутствия 10-11 января?
— Особого негатива со стороны однопартийцев я не почувствовал.
Рассматривала ли фракция какие-то альтернативные способы решения проблемы персонального голосования?
— По объективным причинам определенное количество депутатов все равно будет отсутствовать всегда. Сейчас мы, похоже, идем к тому, что перед началом каждого заседания спикер парламента будет зачитывать список отсутствующих депутатов с указанием причины. Думаю, это будет занимать 3-5 минут. Считаю, что это правильно. Но вот увидите, что у оппозиции, которая обсасывает сейчас эту тему со всех сторон, на самом деле те же проблемы. Просто у нас большинство, и каждый голос считается. У них же роли не играет, 150 человек в зале, или 100. А если посчитать оппозиционных депутатов, которые не ходят на заседания, ситуация совсем удручающая.
Запас хода
В своих увлечениях вне работы Олег Шаблатович так же всеяден, как в политике и бизнесе. Почти каждый день недели у него отведен под определенный вид спорта. В итоге раз в неделю он боксирует, играет в баскетбол, футбол, теннис и ходит в тренажерный зал. Самое статусное из его хобби — баскетбол. На дружеские матчи во Дворце спорта собираются депутаты и другие влиятельные персоны — по приглашению главы Федерации баскетбола Украины Александра Волкова.
По росту вы не баскетболист. Почему занялись этим видом спорта?
— В баскетбол начал играть еще в детстве. Он придает огромный запас энергии, и потом еще несколько дней чувствуешь "запас хода".
Где и с кем играете?
— Играю один раз в неделю в команде с абсолютно разными людьми, в том числе и с народными депутатами.
В боксе вашим спарринг-партнером выступает тоже какой-то депутат?
— Нет, я тренируюсь с тренером. Много времени боксу не уделяю, но раз в неделю могу побоксировать.
В парламенте давно есть традиция соревнований между депутатами по шахматам и теннису. Может теперь и баскетбольные команды появятся?
— Это было бы здорово. Хорошо бы провести матчи между командами нашей фракции и оппозиции. Зрителям наверняка было бы интересно.
Ну а соревнования по боксу вы и в парламентском зале прямо на заседании можете провести.
— Не хочется, чтобы до такого доходило. Уже стал свидетелем парламентской драки, внутри было такое чувство: "Куда я попал?". Бывалые парламентарии чувствовали себя в этих драках как рыба в воде. А для новых депутатов это было неприятной неожиданностью.
Перспективы
Олега Шаблатович планирует через аграрный комитет парламента инициировать пересмотр полномочий, а то и ликвидацию некоторых контролирующих госструктур. Однако пока его намерения выглядят лишь громким заявлением. Во-первых, речь идет о вопросе, который своими указами регулирует президент, во-вторых, своим голосованием за продление моратория на торговлю сельскохозяйственной землей Партия регионов зафиксировала силу консерваторов в своих рядах. Тем не менее, Шаблатович вряд ли надолго смирится с нынешним рядовым статусом в рядах регионалов. Слишком уж осязаемые политические перспективы он потерял с ликвидацией "Сильной Украины".
Впрочем, возможно, компенсацию следует искать в бизнесе. В этой сфере у Шаблатовича сегодня все в полном порядке. Лояльность со стороны киевских властей дает возможность активно развивать бизнес, связанный с операциями на рынке недвижимости. Риски возрастут разве что в случае проигрыша ставленника регионалов на выборах городского головы столицы, которые ожидаются в 2013 году.