"Ввести в заблуждение". Что не так в новом Избирательном кодексе

Многострадальный избирательный кодекс, принятый еще Верховной Радой прошлого созыва, а после ветированный президентом Владимиром Зеленским, сегодня получил второе рождение. Но уже в несколько измененном виде
Фото: УНИАН

В целом документ сохранил переход от смешанной избирательной системы к пропорциональной с открытыми списками, однако в него были внесены несколько новелл, которые могут стать неприятным сюрпризом как для самих политиков, так и для политических СМИ.

Вкратце напомним суть новых избирательных правил, которые, если президент снова не заветирует документ, должны вступить в силу совсем скоро — с 1 января 2020 г., а не с 2023 г., как это было указано в первой версии кодекса.

Итак, по новым избирательным правилам вся страна делится уже не на 225 избирательных округов, от каждого из которых избирается один нардеп-мажоритарщик, а на 27 избирательных регионов. Разделение на регионы соответствует административно-территориальному, за некоторыми исключениями. Так, город Киев будет разделен на два региона — Левобережный и Правобережный, а оккупированные Крым и Севастополь присоединяются к Херсонскому региону.

Партии для участия в следующих парламентских выборах теперь будут составлять не один избирательный список, а целых 28: один общегосударственный и 27 региональных. Каждый кандидат, включенный в общий список, будет представлен и в одном из региональных, кроме первых номеров партий. Лидеры партий получат свой мандат в случае преодоления политсилой проходного барьера, независимо от региональных списков.

Также списки партий должны быть составлены с соблюдением гендерных квот: в каждой из избирательных пятерок должно быть не менее двух депутатов каждого пола. То есть либо в каждой пятерке три мужчины и две женщины, либо три женщины и два мужчины, но никак не иначе.

На выборах избиратели будут голосовать одновременно и за партию, и за конкретного кандидата из партийного списка для своего региона. Самовыдвиженцев больше не будет. В бюллетене после каждой из партий будет напечатана ячейка, в которой избиратель должен вписать номер депутата из списка, которого он поддерживает. Если же избиратель по привычке впишет туда галочку или крестик, или напишет номер, несуществующий в региональном списке, или этот номер нельзя будет однозначно идентифицировать, то будет считаться, что он поддержал партию, но не поддержал никого из конкретных депутатов.

Проходной барьер в новой версии кодекса снова подняли с 4 до 5%. Все партии, набравшие больше этой цифры, получат свою пропорциональную долю мандатов. Для этого общее количество проголосовавших на выборах поделят на число мест в Раде (сейчас это 450, но если будут приняты изменения в Конституцию, состав парламента может сократиться до 300). Таким образом определяется избирательная квота, то есть количество голосов, необходимых чтобы получить один мандат. Далее в каждом регионе на значение избирательной квоты будут делить количество голосов, полученных каждым региональным списком партий. Так будет определено, сколько мест в каждом региональным списке будут проходными. После этого кандидатов в региональных списках расставят в соответствии с количеством голосов, отданных за каждого конкретного депутата, сформировав проходные части списков по каждому региону. Оставшиеся нераспределенными мандаты будут делить в соответствии с количеством голосов, отданных за партии в целом и конкретных депутатов.

Таким образом, сама избирательная система, разработанная парламентом предыдущего созыва, изменилась в новом кодексе незначительно. Но в него на последней стадии перед голосованием внесли ряд норм, которые создают условия для злоупотреблений во время избирательной кампании. Так, например, в разделе о информационном сопровождении выборов содержится норма, согласно которой "запрещается распространение заведомо неправдивых данных о кандидате, партии — субъектах избирательного процесса". СМИ, обнародовавшее информацию, которую кандидат или партия "считают явно недостоверной", не позднее чем через три дня после дня обнародования таких материалов обязано дать пострадавшему кандидату по их требованию возможность опровергнуть материалы. То есть новый закон без всякого суда по первому требованию любого кандидата обязывает СМИ опровергать любую информацию, которую тот сочтет недостоверной. Все это при должном применении может серьезно осложнить работу журналистов-расследователей в период выборов, как и возможность СМИ публиковать информацию, не раскрывая источников ее получения.

Также новый закон дает Центризбиркому право отменять регистрацию любого кандидата или партии, чья деятельность, по мнению ЦИК, "спрямована на введення в оману виборців, перешкоджання вільному формуванню ними своєї волі". Что с юридической точки зрения означает "введення виборців в оману" и "формування своєї волі", закон не поясняет. Нетрудно догадаться, что под это определение можно подогнать любого неугодного власти кандидата или партию. Причем работать эти нормы должны как на парламентских, так и на президентских выборах.

Не является ли, например, "введенням в оману" обещание кандидата повысить зарплату учителям до $4 тыс., если простые арифметические подсчеты показывают, что на это денег в бюджете нет? Или, например, утверждение какого-либо кандидата, что "жизнь прекрасна", тогда как еще принц Сиддхартха сформулировал, что "жизнь — это страдание". Если очень тщательно следовать букве нового Избирательного кодекса, то нельзя исключать, что в следующих парламентских выборах будет принимать участие исключительно "Слуга народа", и тогда будет уже не важно, открытые списки или закрытые.