"Візія 2035" от Минобороны. Сколько Saab или F-16 нужно Украине для войны с Россией
Наряду с флотом еще одним проблемным видом вооруженных сил Украины является авиация. Фактически ныне Воздушные cилы стоит признать ограниченно боеготовыми - устаревшие самолеты советского образца (самые новые производства весны 1991 года - то есть им по 29 лет) вот-вот начнут сыпаться из-за элементарной усталости металла, а замены им пока не видно.
И вот буквально на днях Министерство обороны опубликовало любопытный документ - так называемая "Візія 2035", где изложено видение состояния и структуры военно-воздушных сил и ПВО через 15 лет. Такого концептуального документа ждали уже давно, в нем очень много нового и креативного, однако и он не ответил на основные вопросы и вызовы времени.
Итак, впервые за много лет озвучен отход от советских образцов и закупка современного универсального многоцелевого истребителя поколения 4++, отказ от штурмовиков и разведчиков как класса и полная замена их на беспилотники. Также военные хотят видеть на вооружении новые учебно-тренировочные машины и единственный унифицированный тип военно-транспортного самолета.
Но, честно говоря, такие откровенно наполеоновские планы вызывают некоторые сомнения в возможности их реализации в наших условиях. Все вроде бы написано толково, однако общая цифра необходимых затрат весьма внушительная - за 15 лет это 320 млрд грн (в ценах 2020 финансового года).
Второй вопрос - по тем образцам, которые планируют принять на вооружение. Формально все гладко - тендер, где победителем видят Saab JAS-39 E/F Gripen или F-16 Block 70/72. Однако в реальности шаги нынешнего военного руководства весьма неоднозначны.
Так, последний год мы наблюдаем шарахания (другое выражение подобрать сложно) по миру лично командующего Воздушных сил Украины Сергея Дроздова в попытке найти приемлемый по деньгам вариант покупки самолетов западного (вернее, несоветского) производства. Однако пока что все варианты весьма и весьма далеки не только от идеала, но и просто от здравого смысла.
Судите сами. Сначала в августе 2019 года из бразильских источников стало известно, что в ходе визита в страну делегации Воздушных сил Украины во главе с Дроздовым наша сторона провела в Сан-Паулу переговоры c руководством военного дивизиона бразильской компании Embraer о возможности приобретения турбовинтовых учебно-боевых самолетов Embraer EMB-314 Super Tucano. В рамках визита генерал-полковник Дроздов на авиабазе Кампо-Гранде совершил полет на самолете EMB-314 Super Tucano из состава 3-й эскадрильи 3-й авиационной группы местных ВВС.
Собственно, сам этот турбовинтовой самолет представляет собой типичный антипартизанский штурмовик, способный действовать только в условиях слабой ПВО противника. И даже для противостояния с оккупационными корпусами на Донбассе (где отмечено присутствие на постоянной основе ЗРК "Стрела-10", "Оса-АКМ", ЗРПК "Панцирь") он не годится, не говоря уже о полномасштабном противостоянии с Россией. Слишком уж он уязвим для ПВО, хотя и может нести управляемое авиационное вооружение.
Причем бразильская пресса (а вслед за ней и наша) делала предположение, что поставка таких машин может пройти за американские деньги, выделенные в помощь Киеву. По такой схеме Вашингтон работает с тем же Афганистаном.
К сожалению, никаких комментариев по итогам визита со стороны нашего Министерства обороны не последовало. Точно так же не дождалась общественность и каких-либо комментариев по визиту Дроздова в марте 2020 года в Пакистан. Тогда тамошняя пресса взахлеб сообщала о том, что украинская делегация посетила компанию PAC по производству истребителей JF-17 Block III. Естественно, что такой интерес был истолкован однозначно как намерение приобрести такие машины.
В случае этого варианта вопросов к нашим военным возникает еще больше - прежде всего это, конечно, двигатели. Дело в том, что на этой машине пакистанского производства стоят РД-93 производства российского ОАО "Климов" (все попытки китайцев пролоббировать установку на них китайских аналогов были отвергнуты Пакистаном). А ведь у нас еще в 2014 году запущен процесс импортозамещения и техника (а тем более такая дорогая и высокотехнологичная) просто не должна иметь никаких узлов и агрегатов российского производства.
Во-вторых, хотя китайцы (а JF-17 Thunder является совместной разработкой пакистанской компании PAC и китайской Chengdu Aircraft Corporation) и называют самолет легким многоцелевым истребителем - бомбардировщиком 4-го поколения, однако по сути это перелицованный на современный лад МиГ-21. И сможет ли данная машина заменить по своим возможностям хотя бы МиГ-29 - огромный вопрос.
И еще - вопрос собственно по концепции. Исходя из "Візії 2035" планируется, что в составе Воздушных сил будет 72-108 многоцелевых истребителя, причем, судя по всему, не таких уж суперсовременных на тот момент. Но если по-прежнему в приоритете у нас остается противостояние с северным соседом, то, во-первых, этих машин явно мало, во-вторых, вряд ли они будут способны противодействовать новейшей российской технике (как минимум Су-57 5-го поколения россияне за 15 лет постараются "допилить").
Серьезным аргументом в противостоянии с РФ могли бы стать F-35. К слову, так поступает Польша, которая с 2026 г. будет получать эти машины. Однако тут совсем другой порядок цифр - 32 самолета Варшаве обошлись в $4,6 млрд. И еще один важный момент: поляки пересаживаются на F-35 не напрямую с советских машин - ныне у них состоят на вооружении F-16, которые фактически являются таким себе промежуточным этапом. То есть переход на западные стандарты в авиации они благополучно прошли благодаря тому, что запустили этот процесс раньше.
Совершенно непонятно, какие именно беспилотные дроны военные видят на вооружении Воздушных сил. Ведь очевидно, что будущее явно не за турецкими "Байрактарами", которые при всей их эффективности в Сирии и Ливии - не "высшая лига" и совершенно непонятно, как поведут себя в противостоянии с настоящей армией с эшелонированной ПВО и серьезными средствами РЭБ. А для замены штурмовиков Су-25 их должно быть много, и они должны быть крайне эффективны. И да - анализируя опыт последних конфликтов, где их потери просто зашкаливают (в принципе было ясно с самого начала - это расходный материал), нам необходимо производство или как минимум локализация производства у себя.
Есть вопросы и по той же военно-транспортной авиации - в открытую не сказано, что основной машиной военные видят тот же Ан-178, а без четкой артикуляции заинтересованности государства через 15 лет "Антонова" такими темпами может и не быть как цельного предприятия.
В общем и целом - пока хорошо только то, что такой документ, как "Візія 2035", появился на свет и теперь экспертному сообществу есть, на чем строить свои рекомендации.