Алиби для карателя. Зачем ЛНР чистят от ультрас "Зари"

Карательной акции оккупационных властей Луганска против оставшихся в оккупированном городе фанатов луганской "Зари" можно было ожидать уже давно. Слишком уж откровенно опасными для "молодой республики" были черно-белые
Фото: УНИАН

На днях так называемое Министерство госбезопасности так называемой Луганской народной республики бодро отрапортовало о ликвидации "подпольной неонацистской организации, действующей под руководством СБУ". Члены этой организации обвиняются едва ли не во всех смертных грехах, разумеется, по версии "русского мира". Это и "неонацизм", и шпионаж в пользу "фашистской Украины", и призывы к подрыву конституционного строя, и терроризм, и даже массовые убийства на Майдане в Киеве и в Доме профсоюзов в Одессе.

При этом "ликвидация подпольщиков" была оформлена МГБ ЛНР публично и с особой старательностью. Видеозаписи допросов "неонацистов" и даже их девушек, обысков в домах юношей опубликовали все сепаратистские СМИ. Исходя из такого масштаба, можно было бы подумать, что речь идет о гигантской сети украинского подполья в Луганске. По словам главы "госбезопасности" Леонида Пасечника в "неонацистской группировке" состоит до 32 человек, однако по факту задержаны четыре молодых человека 18—19 лет из группировки ультрас "Зари": Владислав Овчаренко, которого называют лидером неонацистской группировки, Артем Ахмеров, Вячеслав Украинский, Дмитрий Крамаренко. Все они дали на камеры "признательные показания", в том числе и друг против друга, и даже назвали имена сотрудников СБУ, которые их якобы курировали. Во время обысков у молодых людей обнаружили листовки и стикеры с украинской государственной символикой и символикой полка "Азов", "запрещенная литература" — роман Василя Шкляра "Чорне сонце" и несколько дымовых шашек (вещь для украинских ультрас вполне обыденная). Так что совсем не удивительно, что главным "террористическим актом на территории ЛНР", который вменяется в вину юношам, является сожжение флага "молодой республики" и запись этого подрывного акта на видео.

Пытаться разобраться, какие из озвученных сепаратистами обвинений правдивы, а какие выдуманы, — дело неблагодарное. Ультрас вполне могли и листовки расклеивать, и СБУ какие-либо данные передавать. Также не нужно лишний раз пояснять, что может ждать молодых людей с такими "статьями" — 15—20 лет подвала, если их не обменяют. Не удивляет и сам факт облавы на ультрас "Зари" — о том, что большинство из них патриоты Украины, было очень хорошо известно и по ту, и по эту сторону линии разграничения. Удивительно как раз то, что подобную охоту на ультрас организовали только сейчас, а не год или два назад.

История с "неонацистской" группировкой началась еще в конце нынешнего лета, когда на одном из совещаний сепаратистского "правительства" глава ЛНР Игорь Плотницкий устроил публичную порку "министру внутренних дел" Игорю Корнету, который никак не препятствует молодым людям фотографироваться в центре города в комендантский час с украинской символикой. Среди снимков, которые вызвали такое возмущение "вождя", было и фото Овчаренко.

К слову, Корнет вместе с другим силовиком, Пасечником, были главными конкурентами власти и бизнесу Плотницкого в ОРЛО. В результате "разоблачения" в конце сентября попытки "государственного переворота" Корнета, по одним данным, Плотницкий арестовал, по другим — запретил выезд из "республики", что как минимум означает потерю былого влияния. Однако Пасечник все еще остается на плаву и именно его гебисты и устроили облаву ультрас.

Так вот, буквально через несколько дней после публичного возмущения Плотницкого фотографиями с украинской символикой схватили первую партию фигурантов. Ими оказались трое студентов, которым устроили публичное покаяние и лекцию с целью перевоспитания. Теперь, судя по всему, дошла очередь и до ультрас, однако так легко, как первая партия, они явно не отделаются. Тут гэбэшники взялось за дело серьезно.

Судя по всему, переживший постпереворотные чистки, скорее всего, благодаря своим прямым связям с Кремлем, Пасечник теперь стал озабочен и собственным пиаром в глазах ватного населения "молодой республики". Дабы у Плотницкого не возникло соблазна предпринять очередную попытку снять главу МГБ с его хлебного места, почему бы не обзавестись стойким имиджем защитника "народа ЛНР" от украинских диверсантов. После того как он раскрыл целую "сеть агентуры СБУ" в мирном Луганске, убедить общество, что он, как и предыдущие заговорщики, планировал поднимать народ с лозунгом "Порошенко, введи войска", будет куда сложнее. А априори неблагонадежные ультрас в качестве мишени "блестящей операции по ликвидации" подходят просто идеально. Большой опасности они не представляют (никакого оружия у этих "террористов" точно не было), а вот вещдоков в виде листовок и украинской символики хоть отбавляй. Так что в ближайшее время можно ожидать от Пасечника новых публичных разоблачений в деле о "неонацистской группировке".

Но если абстрагироваться от личных амбиций и страхов Пасечника, то ситуация со "шпионами и диверсантами" выдается для "молодой Луганской республики" не очень оптимистичной. Слишком уж часто там ловят то ультрас с листовками, то студентов с украинскими флагами, то совсем уж детей, которые якобы сотрудничают с СБУ. Все это создает стойкую картинку полного неприятия "русского мира" молодежью Донбасса. Для нас этот факт о общем-то очевиден.

Для не отягощенной постимперской ностальгией молодежи все эти попытки вернутся в потерянный рай СССР через боль, войну и страдания выглядят совсем уж бесперспективным идиотизмом. А вот в ОРЛО счастливым жителям "молодой республики" уже начали объяснять этот якобы феномен целенаправленным коварством украинских спецслужб. Мол, нынешние 20-летние — "потерянное поколение", которое успели зазомбировать русофобы-галичане из СБУ при полном попустительстве "прогрессивных сил русского мира". Мол, если бы с ультрас в свое время работали пророссийские организации, то все они ходили бы под российским триколором, напевая "Катюшу".

И тут элэнэровцы кривят душой. Пророссийские организации с молодежью в Луганске работали систематически, активно и нельзя сказать, что совсем уж безуспешно. Доказательством чего служат и "титушки", и "антимайданы". Работали они и с футбольными фанатами, но тут успехи были куда скромнее. По большому счету пророссийская агитация среди ультрас была обречена на провал. Активное футбольное боление без патриотизма невозможно.

Увлекающиеся футболом исключительно из любви к красоте игры болеют за "Барселону", "Реал" и сборную Бразилии, а не за очень скромную по мировым меркам "Зарю". Русским шовинистам болеть за команду из "недогосударства", каковым они искренне считают Украину, тоже как-то не с руки. Так что идейные луганские приверженцы "русского мира" болели за "Спартак" и "Зенит" и на секторе в Луганске им особо делать было нечего. И когда молодежные "вожди" от Партии регионов попытались взять под свое крыло ультрас "Зари", то получили в ответ как минимум непонимание. Так что регионалам довелось создавать альтернативное пророссийское ультрас-движение из небольшого числа пророссийских ультрас и с привлечением нового актива. Именно эти ребята и стали после оккупации региона активными болельщиками "сборной ЛНР" и прочих околофутбольных образований "молодой республики".

Так что "потерянное поколение" русского мира было утрачено не из-за нехватки правильных "воспитателей", а ввиду неспособности "русского мира" предложить хоть что-нибудь перспективное юноше, обдумывающему житье. Теперь же боевикам Донбасса остается разве что устраивать благодаря "потерянному поколению" яркие пиар-акции с ликвидацией "неонацистских группировок", которые и ватному населению не дают расслабиться и лишний раз задуматься об условиях своей жизни в "молодой республике", и властям создают имидж спасителей от наступления злобных фашистов, и дают лишний повод для зачисток подконтрольной территории с очередными грабежами и отжимами, ну а тем, кто за два года оккупации еще не сбежал и ватником при этом не стал, четко дают понять, чтобы и не думали высовываться. Как видим, все в традициях того самого СССР, вернуться в который так хотели те, кто звал на Донбасс путинские танки.