"Отстойник для нужных людей". Куда может завести реформа системы территориальной обороны Украины
На фоне агрессии Российской Федерации продолжается многолетняя эпопея с реформой системы территориальной обороны Украины. 20 мая на очередном заседании комитета Верховной Рады по вопросам национальной безопасности, обороны и разведки был презентован проект закона о территориальной обороне Украины.
Это, по сути, вторая попытка ввести в правовое поле ту ситуацию, которая сложилась после слома советской системы территориальной обороны, действовавшей в Украине до весны 2014 г. (Первой попыткой был проект, поданный коллективом авторов во главе с тогдашним спикером парламента Андреем Парубием в июне 2015 г., долго пролежавший в комитете без движения и снятый с рассмотрения в феврале 2017-го.) Напомним, что по старой системе на случай войны в каждой области разворачивался батальон территориальной обороны. Причем это было задачей уровня областных военных комиссариатов. Однако, как и многое другое в сфере обороны, эта система фактически не функционировала.
Например, самой большой проблемой было отсутствие единого реестра военнообязанных. Поэтому, когда в апреле-июне 2014 г. началось реальное наполнение батальонов личным составом, оказалось, что мотивированные и подготовленные граждане не получали повестки даже после того, как лично обращались в военкомат, а тех, кто всячески уклонялся от призыва, мобилизовывали.
Большие проблемы были и с командными кадрами - по идее, командовать такими формирования должны были кадровые офицеры, однако фактически все свелось к тому, что ставили местных. А это были, как правило, военные пенсионеры - офицеры без пехотного образования, находившиеся уже какое-то время вне армейской структуры.
Все это вместе взятое приводило к тому, что фактически большинство батальонов территориальной обороны на фронте оказывались небоеспособными. Кроме морального настроя, к такому результату приводило то, что командование ввиду отсутствия армейских подразделений бросало тербаты с легким стрелковым вооружением на школьных автобусах на самые горячие направления боевых действий. К примеру, 5-й батальон "Прикарпатье" самовольно оставил занимаемые позиции в районе государственной границы в направлении Кутейниково - Мокроеланчик и за менее чем двое суток преодолел около тысячи километров, вернувшись домой.
Но были и иные примеры. Так, легендой на Луганщине стал 13-й батальон "Чернигов", бойцы которого отметились в боях, например, при освобождении Станицы Луганской.
После подписания "Минска-1" все эти батальоны в основной своей массе были переформатированы в отдельные мотопехотные батальоны и стали основой для вновь формируемых мотопехотных и моторизованных бригад с номерами 5х.
Однако о системе территориальной обороны не забыли: было принято решение о формировании более мелких подразделений - отрядов территориальной обороны при каждом районном комиссариате. Но со временем стало понятно, что структура оказалась раздутой и недееспособной.
Поэтому с 2018 г. продвигалась другая схема работы - с формированием оперативного резерва (ОР) трех очередей. ОР-1 - это прежде всего граждане, которые имеют опыт боевых действий (в основном из шести волн мобилизации 2014-2015 гг.). При каждом оперативном командовании под них создаются мотопехотные (а кое-где и танковые) бригады кадрированного состава (с номерами 6х).
Второй уровень (ОР-2) - это граждане от 20 до 35 лет, которые прошли срочную службу, но по разным причинам не попали в свое время под мобилизацию. Под них формируются отдельные батальоны территориальной обороны с номерами 16х.
Третий уровень (ОР-3) - это граждане от 35 до 55 лет, которые либо прошли срочную службу, либо изъявили желание служить в резерве. Под них создаются бригады территориальной обороны с номерами 11х. По сути это мотопехотная бригада с легким вооружением: самое мощное оружие бригады - минометы калибра 82 мм.
И вот только теперь это все решили отрегулировать законом. Текста проекта в базе законодательства Верховной Рады пока нет, а судя по той информации, которая попала в публичное поле, документ получился весьма спорный.
Можно приветствовать идею создания единого органа, на который будут замыкаться все вопросы территориальной обороны. Однако пока непонятно, будет ли это отдельная структура в составе Министерства обороны или Генерального штаба и какой будет ее состав. Вполне может оказаться, что этот орган станет еще одним "отстойником для нужных людей" - как это было, например, с системой генеральных инспекторов в Генеральном штабе до его реформирования.
Крайне непонятным моментом является возможность прохождения срочной службы в составе формирований территориальной обороны. Что под этим подразумевается при фактическом отсутствии пунктов постоянной дислокации таких формирований - прохождение службы при каких-то кадровых частях или в том же областном военкомате? И какая будет эффективность такой службы, если в области захотят проходить службу таким способом всего пару десятков призывников или, наоборот, несколько тысяч?
Но в целом можно говорить о том, что попытки усовершенствования системы территориальной обороны совершенно правильные - вряд ли когда-то наша страна сможет содержать армию, по численности сопоставимую с армией России. Именно поэтому наше спокойное будущее - за подготовленным резервом и созданием реально работающей системы территориальной обороны.