"Нафтогаз" наступает на пятки Ахметову и Злочевскому

Государственная монополия готовится к масштабному наступлению на позиции частных газотрейдеров
Фото: УНИАН

На прошлой неделе НАК "Нафтогаз України" заявил о выходе на финишную прямую в вопросе формирования газовых резервов. На этот посыл многие профильные участники рынка не обратили внимания, посчитав его очередным нудным отчетом госкомпании о подготовке к прохождению отопительного сезона. А зря. Первое, что привлекает к себе внимание в месседже компании Андрея Коболева, - это классификация резервов топлива как "страховых". "Запасов газа достаточно для выполнения требований о формировании страхового резерва на январь 2016 г. Мы также готовы поддерживать необходимый объем резервов на последующие месяцы. Это гарантирует выполнение обязательств по реализации топлива для потребностей украинских потребителей в соответствии с подписанными с ними договорами", - говорится в сообщении госпредприятия.

Интересно, что еще совсем недавно НАК коробило от страховых резервов. Понять компанию было нетрудно. На тот момент формировать эти запасы должны были только так называемые "гарантированные поставщики", к которым в первую очередь относится "Нафтогаз". Эта процедура отвлекала десятки миллионов гривень, тем самым делая компанию неконкурентоспособной по сравнению с частными трейдерами. В НАК посчитали эту разницу дискриминационной и стали добиваться равноправия. Прикладным результатом этих усилий стало постановление Кабмина №795 от 30 сентября 2015 г. "Об утверждении порядка создания страхового запаса природного газа". В соответствии с ним резервы фактически должны формироваться всеми поставщиками голубого топлива. При этом страховой запас был установлен на уровне 100% запланированных трейдером (на последующий месяц) объемов поставки ресурса контрагентам. А раньше было 10%.

Последние несколько лет доля "Нафтогаза України" на рынке продаж газа промпредприятиям составляла всего лишь 10%, тогда как остальные 90% покрывались частниками

Это решение преподносилось под соусом повышения надежности ресурсоснабжения промышленных потребителей. Но подковерная часть процесса явно намекала на другое: заставив весь рынок формировать страховые резервы, правительство сравняло "Нафтогаз" с частниками. Правда, полноценным конкурентом им госкомпания тогда так и не стала. Причина была в цене: до последнего времени НАК предлагал газ по 6,6 тыс. грн./1 тыс. куб. м, а трейдеры на 10-18% дешевле. На тот момент опустить планку до уровня своих соперников Коболев не мог, потому что тарифы для госкомпании устанавливала НКРЭКУ. Ситуация изменилась месяц назад, когда вступил в силу Закон "О рынке природного газа", лишивший регулятора прав на ручное утверждение газовых цен. В "Нафтогазе" тут же воспользовались этим шансом, опустив тарифы до уровня частников. Этот шаг вкупе с упомянутым заявлением госпредприятия о завершении формирования страховых резервов свидетельствует о том, что НАК явно стремится расширить конктрактную базу с промышленниками, которые являются самой платежеспособной категорией потребителей.

В этом направлении Коболеву есть куда стремиться: последние несколько лет доля возглавляемой им компании на рынке продаж газа промпредприятиям составляла всего лишь 10%, тогда как остальные 90% покрывались частниками. Прежде всего теми, что контролируют добычу голубого топлива в Украине. К ним принято относить группу ДТЭК Рината Ахметова (под ее контролем находится крупнейший в стране частный добытчик газа "Нефтегаздобыча"), Burisma Holdings, не чуждую экс-главе Минприроды Николаю Злочевскому, и "Гео Альянс", близкий к Виктору Пинчуку.
Как сообщала "ДС", в прошлом году компании вышеназванных бизнесменов добились решения окружного админсуда Киева, признавшего недействительным принятое в пользу НАК решение Кабмина о запрете частным газодобытчикам напрямую продавать газ собственной добычи промпотребителям. Этот вердикт весной нынешнего года был оставлен в силе Высшим админсудом, зафиксировав победу частников.

Впрочем, новая попытка вернуть гегемонию на этом рынке "Нафтогазу" вряд ли удастся. Крайне сомнительно,  что крупнейшие отечественные бизнес-группы захотят отказываться от замкнутых производственных цепей, подразумевающих поставки энергоресурсов родственным структурам. Но в любом случае увеличение числа промышленных контрагентов "Нафтогаза" благоприятно скажется на его доходах. Другой вопрос, что эти средства могут пойти не на перспективное развитие предприятия, а на затыкание его бесчисленных финансовых дыр. Среди которых скоро появится новая: Андрей Коболев уже заявил, что ему спущено политическое решение о проведении переговоров с МВФ о снижении и без того убыточных тарифов на газ для населения.