И рыбку съесть. Как не поднять пенсионный возраст и не поссориться с МВФ

Правительству придется выдать рецепт пенсионной реформы уже к весне, в следующем году проводить ее будет поздно
Фото: faktru.com

Нынешней весной Министерство социальной политики инициирует внесение в Верховную Раду законопроекта о пенсионной реформе. Такое заявление сделал профильный министр Андрей Рева 19 января в эфире Эспрессо.TV. Судя по его словам, правительство намерено законодательно оформить идею "осовременивания" пенсий, что означает дополнительную нагрузку на Пенсионный фонд. Хотя ранее Рева говорил о необходимости прямо противоположных законодательных новаций, призванных сократить дефицит ПФ. Что же заставило его сменить риторику и каких пенсионных новаций действительно стоит ждать от власти?

По подсчетам Андрея Ревы, на проект "осовременивания" пенсий потребуется дополнительных 50 млрд грн. "…Подсчеты показывают, что нам нужно 36 млрд грн для "осовременивания" пенсий по возрасту всем категориям. Плюс около 4 млрд нужно для того, чтобы вывести пенсии с 949 грн до 1247 грн, у нас таких более полумиллиона человек. Кроме того, стоит вопрос "осовременивания" пенсий силовых структур. Речь идет о ветеранах МВД, это еще 10 млрд ... Понятно, что такой суммы сегодня у нас нет", — так Рева комментировал возможность пересмотра пенсий на канале 112 ua в конце декабря. А еще пару дней назад министр обещал шокировать украинцев законопроектом, который позволит к 2024 г. сделать Пенсионный фонд бездефицитным.

Что же заставляет министра резко менять позицию? Ответ очевиден — правительство попало в очень непростую ситуацию, когда, с одной стороны, необходимо продолжить сотрудничество с МВФ, с другой — не перейти грань, за которой уже начнутся настоящие, а не купленные оппонентами социальные протесты. Кредитная подпитка Фонда, причем именно регулярная, позволит сохранить пока еще хрупкую тенденцию экономического роста, которая наметилась в Украине в конце прошлого года. А при правильном подходе правительства (продолжении заявленных реформ) — ускорить восстановление экономики. С нынешнего года выплаты Украины по внешним долгам начнут постоянно увеличиваться. Прошлый год был самым комфортным для страны с точки зрения обслуживания госдолга: выплаты составили всего $1,7 млрд. В 2017-м выплаты увеличатся для правительства до $2,3 млрд, для Нацбанка — до $0,3 млрд, а суммарно — до $2,6 млрд, в 2018 г. — соответственно до $3,2 млрд и $0,7 млрд, а суммарно до $3,9 млрд. При этом даже в комфортный 2016 г. НБУ смог накопить всего $15,2 млрд резервов, из которых чистых — только $3,7 млрд, их он активно расходовал в начале этого года для поддержания гривни. Это значит, что сворачивание сотрудничества с Фондом сейчас снова очертит перед Украиной угрозу дефолта.

Что бы ни было написано в черновых вариантах меморандума, требования МВФ в части Пенсионного фонда категорично сводятся к единственному — сократить его бюджетную поддержку, иными словами, дефицит. Утвержденный правительством на этот год бюджет ПФ предусматривает его кассовый разрыв в размере 141,5 млрд грн. "Бюджет Пенсионного фонда Украины возрастает по сравнению с 2016 годом, когда у нас было 257 млрд грн, до 284 млрд грн. Объем дотации, которую мы из государственного бюджета направляем в Пенсионный фонд, снижается с 145 млрд грн до 141,5 млрд грн", — сообщил Андрей Рева. Тем не менее в этом году на покрытие дефицита ПФ придется потратить больше 19% от всех доходов госбюджета, что, с точки зрения кредитора, недопустимо с учетом надвигающихся выплат по обслуживанию долговых обязательств. Вариантов для сокращения дефицита ПФ не так уж много: повышение пенсионного возраста, расширение круга плательщиков ЕСВ — основного источника собственных доходов Пенсионного фонда и сокращение расходов Фонда за счет освобождения от несвойственных ему выплат.

Повышение пенсионного возраста, судя по многочисленным комментариям профильных министров, правительство не рассматривает вообще.

Во-первых, оно уже происходит (до 2021 г. возраст выхода на пенсию женщин увеличится с 55 до 60 лет). Во-вторых, такой вариант решения проблем Пенсионного фонда категорически не воспринимается обществом. Согласно исследованию USAID в рамках проектов развития капитала и финансового сектора повышение пенсионного возраста поддержали только 5% респондентов, 66% посчитали, что проблему дефицита Пенсионного фонда нужно решать за счет сокращения других расходов бюджета (исследование датируется 2010 г., однако с тех пор отношение украинцев к вопросу не изменилось).

Расширение числа плательщиков ЕСВ — шаг правильный, но тоже не добавляет бонусов правительству. По данным Минсоцполитики, из 16,3 млн работающих в возрасте от 15 до 70 лет застрахованными (т. е. теми, кто платит ЕСВ и, соответственно, имеет право претендовать на пенсию) являются только 10,2 млн человек. В начальной версии пакета бюджетных законов предусматривалась норма, обязывающая уплачивать ЕСВ еще и фермеров-упрощенцев. Однако и оставшиеся в конечном варианте новые требования к плательщикам единого налога в части ЕСВ вызвали резонанс: власть обвинили в том, что из-за повышения фискального давления массово закрываются ФОПы. Хотя идея новаций вполне справедлива: хотите получать пенсии — платите в Пенсионный фонд как все.

Очевидно, теперь Минсоцполитики сконцентрируется на мероприятиях по сокращению расходов Пенсионного фонда. И главный, уже озвученный Андреем Ревой, шаг — очищение его от несвойственных выплат: Фонд должен финансировать только выплаты гражданам, которые вышли на пенсию по возрасту и при этом исправно платили ЕСВ. По подсчетам Галины Третьяковой, генерального директора Украинской федерации страхования, в этом случае бюджетная поддержка ПФ могла бы сократиться до 30-40 млрд грн. "По приблизительным подсчетам, в 2017 году только на выплату пенсий по инвалидности будет направлено около 27 млрд грн", — говорит эксперт по вопросам социальной политики Института общественно-экономических исследований Марианна Онуфрик. Суть предстоящей реформы проста: например, пенсии по старости (социальная помощь тем, кто не делал отчислений ЕСВ) передаются на финансирование в госбюджет. В таком случае они будут финансироваться не за счет уплаты ЕСВ, а за счет сборов от общегосударственных налогов.

Но проблема в том, что у профильного министра нет четкого понимания деталей будущей пенсионной реформы. Например, в Минсоцполитики считают, что пенсии по инвалидности должен выплачивать Фонд социального страхования. Во-первых, в этом случае финансирование будет осуществляться за счет поступлений все того же ЕСВ, во-вторых, министерство, по сути, предлагает увеличить расходы на администрирование этого платежа (новый фонд придется еще и содержать), в-третьих, не учитывается тот факт, что инвалидность, к примеру, может быть разной — полученной в детстве, на производстве, в быту, в ходе боевых действий. Соответственно, и подходы к обеспечению выплат должны быть разными. Скажем, инвалидность на производстве должен оплачивать работодатель, который допустил соответствующие условия труда. Как организовать такие выплаты — вопрос к Минсоцполитики.

Определяться с сутью и конкретными шагами пенсионной реформы министерству придется уже в течение нескольких месяцев — правительству крайне важно восстановить кредитование МВФ в этом году. В следующем времени на пенсионную реформу уже не будет.