"ДС" представила исследование: Что делать с оккупированным Донбассом
Исследование представили народный депутат Украины, руководитель Центра изучения России и оккупированных территорий Вадим Денисенко и шеф-редактор издания "Деловая столица" Виталий Пирович. В мероприятии приняли участие украинские политики и эксперты, послы иностранных государств.
Исследование содержит комплексный социально-экономический и политический анализ процессов, происходящих на оккупированных территориях Донецкой и Луганской. Отдельные разделы посвящены макроэкономической ситуации в "ДНР" и "ЛНР", экономике предприятий ОРДЛО, демографии ОРДЛО и гуманитарным аспектам.
"Вокруг оккупированных территорий существует масса мифов. Приведу лишь две цифры, которые являются результатом исследования: Реальное количество тех, кто бежал из оккупированных территорий составляет не полтора-два миллиона, как это часто можно услышать, а 600-800 тысяч. Правда, в основном уходила молодежь, поэтому тех, кому сейчас меньше 20 лет на оккупированных территориях только 10%, что вдвое меньше, чем на мирных территориях", - отметил Вадим Денисенко.
"Вторая цифра - затраты на содержание ЛДНР, которые дает Россия. Эта цифра, без военных затрат составляет примерно 1 млрд долларов. Не десятки миллиардов, а только один, плюс военные затраты", - добавил он.
По словам Денисенко, базовый сценарий России на оккупированном Донбассе заключается в замораживании или ухудшении экономической ситуации с тем, чтобы попытаться навязать эти территории нам накануне выборов 2019 года.
Также в исследовании описаны пять возможных сценариев для Украины с целью выяснить, какая стратегия Украины по отношению к ОРДЛО является наиболее целесообразной. Как один из наиболее целесообразный авторами исследования предложен новый инструмент деоккупации - создание демилитаризованных свободных экономических территорий (ДеСЭТ).
На таких территориях предлагается провести полную демилитаризацию (вывод оккупационных войск и тяжелой военной техники, разоружения и расформирования незаконных вооруженных формирований) восстановить деятельность местных органов власти, легитимных по состоянию на декабрь 2013 года; для поддержания правопорядка вводятся усиленные миссии ОБСЕ и формируются подразделения местной милиции под руководством представителей ОБСЕ; восстанавливается деятельность предприятий, зарегистрированных в соответствии с законодательством Украины, а также деятельность отделений украинских банков; начинают работу посты Государственной фискальной службы Украины, выдают украинские сертификаты происхождения для изготовленных товаров; одновременно восстанавливается грузовое транспортное сообщение с ДеСЭТ.
"Эту модель можно было бы внедрять в Луганской области прежде всего в Алчевском промышленном районе и в местах добычи угля, таких как Антрацит, Ровеньки, Довжанский (быв. Свердловск), в Донецкой области - в Енакиевский-Макеевской агломерации, Харцызске. Если созданные там ДеСЭТ обеспечат рост уровня жизни местных жителей и одновременно их безопасность, можно будет распространить эту модель на другие неконтролируемые Украиной территории Донбасса и параллельно начинать подготовку к проведению местных выборов в ДеСЭТ. Таким образом, создание ДеСЭТ может стать новой, гибридной формой деоккупации неподконтрольных территорий, переходным этапом к полной интеграции их в экономическое и политическое пространство Украины", - говорится в исследовании.
В то же время авторы исследования считают, что "худшим для Украины сценарием было бы отказаться от оккупированных территорий Донбасса, хотя это и предлагают отдельные политики". Такой шаг, как считают эксперты, освободит Россию от западных санкций, "фактически благословит ее на аннексию этих территорий и заодно легитимизирует аннексию Крыма, однако не принесет Украине мира. Наоборот, Кремль будет уверен в своей безнаказанности и в любой момент нападет снова, чтобы оторвать от Украины еще несколько кусков".
Такое всестороннее исследование проведено в Украине впервые. При подготовке использован максимально широкий массив источников: статистические данные украинских органов власти, международных и гуманитарных организаций, "органов власти "ЛНР" и "ДНР", другая информация из открытых источников, в частности, СМИ и блогов, а также собственные сведения, полученные авторами исследования. Все эти данные тщательно сопоставлены, синтезированы и проанализированы, чтобы выводы были настолько объективны, насколько это позволяет ситуация, в которой оказались оккупированные территории Донбасса.