"Донецкие" делают из "Росинки" водочный завод
Как выяснила "ДС", 26 октября началось банкротство ЧАО "Киевский завод безалкогольных напитков "Росинка". Процесс стартовал не в столице, а в Виннице - это объясняется тем, что незадолго до этого предприятие было там перерегистрировано. По решению Хозяйственного суда Винницкой области введена процедура распоряжения имуществом должника. Управлять ею назначен местный арбитражный управляющий Михаил Сокольвак, который уже начал принимать претензии к "Росинке" от кредиторов.
Инициатором банкротства крупнейшего в Киеве завода по производству безалкогольных напитков под ТМ "Росинка" и "Софія Київська" стала хмельницкая компания "Сириус Экстружен", которую принято включать в орбиту совладельца водочной компании Nemiroff Анатолия Кипиша. В 2011 г. компания заключила с "Росинкой" контракт на поставку заготовок для пластиковых бутылок, по которому киевский завод не рассчитался. Чтобы взыскать долг в размере около 1 млн грн., "Сириус Экстружен" инициировала судебные разбирательства и в июне текущего года добилась нужного себе решения в Киевском апелляционном хозяйственном суде. Однако есть подозрения, что инициатором банкротства "Росинки" близкая к Кипишу компания могла стать "по договоренности сторон". Об этом, в частности, может свидетельствовать тот факт, что процесс развивается непривычно оперативно для украинских реалий: решение о начале банкротства судом было принято всего через четыре дня после принятия заявления от инициирующего кредитора.
В чем может причина такой спешки? По данным источников "ДС", "Росинка" находится сейчас в крайне сложном финансовом положении. Компания накопила значительные долги, которые на начало этого года составляли порядка 300 млн грн., и обслуживать их фактически не в состоянии. В прошлом году "Росинке" удалось незначительно нарастить чистый доход на 3% в сравнении с 2013 г., до 231 млн грн., однако итоговый финансовый результат оказался провальным - убыток превысил 140 млн грн. В то же время годом ранее завод получил порядка 8,6 млн грн. чистой прибыли. В подобной ситуации собственники завода (предприятие с 2012 г. на паритетных началах контролируют "угольные бароны" из Донецкой области: глава угедобывающей компании "Буран Лтд" Руслан Лебеденко и один из основателей фирмы "Недра Донбасса" Василий Соколовский), судя по всему, решили пойти по давно апробированному в Украине пути. Он предусматривает признание проблемного должника банкротом вдали от основной массы кредиторов (в этом помогает смена прописки) и передачу его активов родственной структуре, чистой от долгов. Последняя, по данным "ДС", появилась на свет заранее. В марте этого года по фактическому адресу "Росинки" в Киеве на улице Эжена Потье было зарегистрировано ООО "Киевский завод напитков "Росинка", основателями которого стали одноименное ЧАО и уже упомянутый Руслан Лебеденко. Правда, незадолго до начала банкротства завода это ООО было переоформлено на некую Наталью Мартыненко, прописанную в оккупированной Макеевке (о ней известно, что она раньше работала в КРУ Донецкой области). Примечательно, что основной вид деятельности новосозданной компании заявлен как "дистилляция, ректификация и смешивание спиртных напитков". Это неудивительно, учитывая, что еще в прошлом году "Росинка" освоила выпуск водки под торговой маркой "Knyaz", которую лично на себя оформил Руслан Лебеденко.
К тому же Киевский завод безалкогольных напитков остался без своих ключевых торговых марок - "Росинка" и "Софія Київська". Они были переоформлены на зарегистрированную в декабре прошлого года на Кипре компанию Levatio Limited. Самое же интересное, что Лебеденко уже был уличен ранее в пособничестве властям так называемой ДНР и любви к "русскому миру". В частности, по данным центра "Миротворец", Лебеденко сотрудничает с властями Шахтерска, где работает его "Буран Лтд". А в прошлом году, после аннексии Крыма Россией, он стал единоличным собственником перерегистрированного в РФ Евпаторийского пивобезалкогольного завода.
Несмотря на резвый старт, добиться очистки от долгов "Росинке" будет непросто. По данным источников "ДС", свои интересы в этом деле будет защищать главный кредитор завода - Сбербанк России. В 2013 г. он открыл "Росинке" кредитную линию, долг по которой на начало текущего года оценивался более чем в 190 млн грн. В самом банке, принадлежащем крупнейшему российскому финучреждению, не комментируют ход банкротства своего должника. Но очевидно, что задачей-минимум для Сбербанка, скорее всего, станет недопущение контроля над комитетом кредиторов завода близкими к его акционерам компаниями, которые явно не горят желанием рассчитываться по своим обязательствам.