"Черный четверг". Киев обязан переквалифицироваться в "евроскептики"
18-й саммит Украина-ЕС предсказуемо оказался провальным. Безвизовый режим Брюссель не дал еще и потребовал отменить мораторий на экспорт необработанной древесины.
Информпространство этой теме уделило невероятно много внимания, учитывая, что визовая либерализация стала idea fixa. Брюссельское поражение украинской делегации прогнозировано, но не совсем заслуженно, выливается в дальнейшее падение рейтингов власти.
Да, Петр Порошенко обещал отмену виз на посту президента два года. Ему вторили в МИД, Верховной Раде, различные эксперты и общественники. И это несмотря на постоянный перенос долгожданного "наконец-то". И вот новое фиаско. Почему? Объективно Украина выполнила все 144 требования, но все равно проиграла Евросоюзу. И главная причина тому - не галочки в перечне условий, а непосредственно модель поведения представителей украинской власти.
Признаем, Порошенко и другим делегатам попросту не хватило банального наглого блефа, игры на грани фола. А ведь можно было давить. Дональд Туск признал, что Украина выполнила все 144 пункта требований. С нас взятки гладки. Проблемы в Евросоюзе, а не в Украине.
В поисках хоть какого-то позитива президент заявил: "Это был первый саммит, где не Украине задавали вопросы, а Украина задавала вопросы, когда Евросоюз выполнит взятые на себя обязательства. Мы сделали все, и я очень счастлив сегодня услышать прогноз Туска, он оптимистично настроен на то, что межинституциональные консультации между Советом ЕС и Европарламентом должны закончиться до конца этого года".
Естественно главе государства нужно проследовать через триумфальную арку на глазах у ликующих сограждан после похода в дальние страны. Правда арка так мала, что протиснешься едва. Президент попытался нивелировать неприятный осадок, выставив себя школьным учителем, который по всей строгости отчитал не выполнившего домашнее задание le ecolier. Именно такое послевкусие пытаются сейчас привить политики.
К примеру, вице-спикер Рады Ирина Геращенко заявила, что "черный четверг" обусловлен внутренними проблемами ЕС, которые Брюссель спроецировал на Украину. "Я бывала не на одном саммите Украина-ЕС и могу констатировать, что это первый саммит, где Украина не просила что-то, а наоборот, мы сидели с такой позицией, что Украина выполнила свои обязательства и мы ждем выполнения своей части обязательств со стороны ЕС", - заявила она в эфире "5 канала".
Парадокс: набор тезисов, общая тональность украинской стороны одинаковы и для внутреннего реципиента, и для европейского. Но при этом трактовка уже произошедшего за рубежом ставит все с ног на голову. То есть, сам президент, вице-спикер ВР или Константин Елисеев из АП говорят, что диалог проходил очень жестко, мол, украинская делегация шпыняла европейцев, однако такого впечатления не возникает, если посмотреть то же выступление с Туском, Шульцем и Юнкером. Максимум "жесткости" был в тонком подколе Порошенко Юнкера. "Я очень счастлив сегодня услышать предсказания президента Юнкера о том, что он оптимист и это возможно до конца текущего года", - заявил президент на пресс-конференции.
Вообще такое ощущение, что несмотря на то, что число украинцев, которые охотно изучают информацию на английском с Запада, из первых рук так сказать, государственные мужи по-прежнему считают, что смертные увлеченно занимаются своими малозначимыми делами, не интересуясь ничем. А значит можно вешать лапшу на уши, корректировать реальность. Вот как это делает сосед на Востоке, когда росСМИ "информируют" читателя/слушателя/зрителя о событиях в том же ООН и принятых международными институтами документах касательно Украины и России.
К таким вот информационным и непродуманным манипуляциям можно также отнести публикацию президента в The Telegraph. Непродуманность опять же в том, что украинца вновь проигнорировали, сосредоточившись на европейском читателе. Статья - хвалебная ода успехам Украины, которая смогла провести реформы с нуля в условиях войны (уже провела?). Читателей британского издания убеждают, что в Украине прошли свободные и справедливые выборы, экономика стабилизировалась после "двойного шока", банковская система очищена, создана полностью новая полиция с сопутствующим уничтожением предыдущей коррупционной системы и т.п. Не сказать, что все эти успехи полноценны и завершенные. На выборах фиксируют "карусели", банки проводят какие-то мутные схемы, экономика еще далеко не стабилизировалась, в полиции огромное количество представителей старой гвардии. Ну, а электронное декларирование показало Европе не столько открытость чиновников, сколько поразительные состояния.
На лицо явный разрыв между власть имущими и теми, кто им эту власть делегировал. Этот разрыв присутствовал и раньше. И после Революции Достоинства одни надеялись на его ликвидацию, но вторые этого делать и не собирались. По крайней мере пока.
Вот и получается, что остается лишь иносказаниями заниматься. Кстати, еще один пример. Еще 27 октября на встрече дипломатов из стран-членов ЕС некоторые из них заблокировали безвизовый режим. Против либерализации визового режима между Украиной и ЕС выступили Бельгия и Франция - так называемый "французский мир", который в последнее время все чаще демонстрирует силу. Как это было с блокированием CETA Валлонией. Неоднократно на горло визовой либерализации наступали в Берлине, пусть и не с таким ожесточением, как в Париже. Немцы и французы не желают открывать двери для Украины и Грузии, поскольку у них на носу выборы. Выдумываются различные отговорки. Так, в Германии даже кивали на ОПГ выходцев из Грузии, которые действуют в стране. Будто бы грузины из криминального мира - это корень зла.
Зарубежная пресса частенько пишет о противодействии Германии и Франции. Но Порошенко пытается всех убедить в обратном. 24 ноября он заявил, что Франция не тормозит отмену виз. "Это не правда. У нас были определенные дискуссии, но Франция говорила конструктивно, и их подход был позитивным. Париж помогает нам найти решение, а не вредит, - отмечал президент. - Не ищите черную кошку в черной комнате, где ее нет".
Хотя эту практику отрицания очевидного лучше бы заменили более уверенной внешней политикой. Да, Евросоюз - партнер и союзник. Но это не мешает также четко декларировать ожидание выполнения Брюсселем его обязательств. Причем не просто обходиться жесткими формулировками, а, как уже говорилось выше, блефовать, то есть применять полный набор политических инструментов. Взять Турцию. Конечно, процессы, которые сейчас там происходят - аресты и преследование активистов, военных, полицейских, журналистов - это не пример для Украины. Однако характер поведения лидеров, Реджепа Тайипа Эрдогана, Бинали Йылдырыма или Мевлюта Чавушоглу, вполне таким примером может быть.
Турецкий президент сейчас через колено ломает государственный строй, намереваясь стать новым султаном. И хочет интегрироваться в ЕС при этом. Анкара и Брюссель засыпают друг друга требованиями и критическими выпадами, но Эрдоган стоит на своем. Когда ему указывают на нарушения прав человека, он или вспоминает о террористах из РПК, или вообще заявляет, что некоторые страны есть стали рассадником терроризма.
Накануне Европарламент принял резолюцию, которая призывает "заморозить" переговоры о вступлении Турции в ЕС. Официально Брюссель возмутило желание Анкары вернуть смертную казнь. Так, верховный представитель ЕС по иностранным делам и вопросам безопасности Федерика Могерини заявила, что "переход от риторики к действиям в вопросе смертной казни будет сигналом, что Турция не хочет быть членом европейской семьи, ни Совета Европы, ни Европейского союза".
Президент Турции перед голосованием заявил, что, мол, плевать на эту резолюцию. А министр по делам Евросоюза Омер Челик подчеркнул, что резолюция о приостановке диалога не будет иметь для страны никакой юридической силы, поэтому ее не стоит воспринимать серьезно. По словам Челика, документ - дело рук отдельных политических сил, которые пытаются надавить на Анкару. "Но они должны знать, что Анкара проигнорирует это послание", - сказал он.
Нет, конечно, Киеву нельзя так же идти на конфликт с Брюсселем. Все-таки ситуация в обеих странах отличается. Но вот добавить ультимативности все же следует. Да и чем черт не шутит, почему в ситуациях, когда, как говорится, правда на нашей стороне, не доставать карту войны на Донбассе, когда нею итак постоянно размахивали перед носом европейцев. И вместо того, чтобы соглашаться отменить мораторий на экспорт кругляка, потребовать безвизовый режим и пообещать подумать над этим требованием ЕС. И стоять в то же время на позиции, что отмена моратория несовместима с интересами Украины. Такая политика будет в разы продуктивнее шпаклевки поверх геополитических провалов.
Ну и последнее. Теперь на власть накинутся все ее политические оппоненты из "демократического" лагеря - от Ляшко и Тимошенко до еврооптимистов - мол, не выполнили обещания и провалили безвиз. И, хотя бы, из соображений самосохранения власти пора сменить свою внутреннюю "еврооптимистическую" риторику, которая больше выглядит как "... им в глаза, а они скажут - Божья роса".
После "черного четверга" очень хотелось бы услышать от Президента не успокоения, что все когда-нибудь будет хорошо, а констатации простого факта - Европа нас "кинула". И мы терпеть этого не будем. Нам абсолютно без разницы, что там думают валлоны или голландцы. Это внутренние проблемы ЕС, который, когда обещал нам безвиз в обмен на выполнение 144 условий, не вспоминал о валлонах. А констатация факта, что Европа нас "кинула" должна продолжиться выводом - верить ЕС ни в коем случае нельзя и именно на этом постулате отныне будет строиться внешняя политика Украины. Собственно, вот это и хотелось бы услышать от Президента. Это могло бы не понравиться нашим европейским "партнерам"? Ну так это их проблемы. Денег не дадут? Дадут. Ибо заинтересованы в стабильности в Украине. И по той же причине им придется "скушать" и жесткую риторику власти по поводу "кидка" с безвизом.
В конце-концов есть и другие западные партнеры - например, США, Великобритания и Канада, которых ЕС также раздражает. Может быть пора и эту карту разыграть? Одним словом, власти давно пора понять, что украинцам не очень нравится, когда их страну европейцы просто "юзають" и используют в качестве жертвенной пешки для России. И, если власть не возьмет жесткий тон в отстаивании интересов страны с таким "союзником" как ЕС, то ее не будут уважать ни украинцы, ни ЕС, ни Россия.