Новые правила игры. Власть дозрела до показательных посадок
Рассказы о том, что в стране вот-вот начнется новая волна борьбы с коррупцией, общество встречает с изрядной долей скепсиса. Пусть даже речь идет о достаточно серьезных вещах, таких как судебная реформа, которая стартует через несколько дней, инициатива о создании специальной судебной палаты по инвестиционным спорам или вероятное предоставление НАБУ права на прослушивание телефонных разговоров, - все это воспринимается многими как очередная имитация, сотрясание воздуха и замыливание глаз.
"Вот когда начнут сажать коррупционеров пачками, тогда поверим", - привычно говорят наши скептики. И не только наши, но и западные, включая крупнейших кредиторов Украины - МВФ и ЕС. Например, 14 сентября на заседании исполнительного совета МВФ, где было принято решение о выделении Украине $1 млрд, директор-распорядитель Фонда Кристин Лагард заявила, что Киеву для получения оставшихся траншей по программе расширенного финансирования "необходимо решительно приступить" к "уголовному преследованию случаев коррупции на высоком уровне". Кстати, объем этих оставшихся траншей - почти $10 млрд, так что бороться есть за что.
Именно поэтому не стоит недооценивать тех реформ, которые должны начаться в ближайшее время. Предыдущая волна заключалась в создании спецорганов, более-менее независимых от верховной власти, для предупреждения и разоблачения коррупции. Запад считал это необходимым условием удачной охоты на коррупционеров, но теперь он ждет конкретной добычи. И он ее получит - не зря же в последние месяцы развернулась нешуточная борьба между старыми и новыми ведомствами (в частности, между ГПУ и НАБУ) за охотничьи угодья. Петр Порошенко еще в середине июня анонсировал: "Коррупционеры будут сидеть в тюрьме. И не только коррупционеры, но и те, кто или позволяют, или не реагируют на факты коррупции". Но наши коррупционеры - плоть от плоти нашего общества, они такие же скептики, как и все, и до последнего момента не будут верить, что охотники получили лицензии на отстрел или, скажем мягче, на ловлю крупного зверя.
Конечно, поймать - еще не значит посадить. Как раз по этой причине и переместился теперь акцент на суды. На первых порах посадки будут единичными, хотя и показательными. А новая судебная система, в составе которой появится Высший антикоррупционный суд, должна будет обеспечить массовость.