Новая экологическая политика Китая спровоцировала рост мировых цен на сталь, – Robinson Patman
Согласие Китая снизить выбросы парниковых газов спровоцировало рост мировых цен на сталь – такое мнение высказал управляющий партнер юридической компании Robinson Patman Дмитрий Видсота в колонке на сайте агентства "Интерфакс-Украина"
До недавнего времени судьба Парижского соглашения о мерах по снижению содержания углекислого газа в атмосфере была под большим вопросом из-за позиции самого крупного загрязнителя воздуха в мире – Китая. Подписавшие в 2015 году Парижское соглашение более 60 стран взяли курс на углеродную нейтральность и уже начали работать в двух направлениях: сокращать выбросы CO₂ и других парниковых газов при производстве товаров и их транспортировке, а также компенсировать выбросы при помощи сторонних проектов. Впрочем, они долго время оставались в меньшинстве перед КНР, на которую в настоящее время приходится 30% мировых выбросов углекислого газа.
Но в сентябре прошлого года КНР подтвердила готовность выполнять все основные условия Парижского соглашения.
Был согласован график перехода от нынешней модели экономики КНР (основанной на применении "грязных" энергоносителей) к "углеродной нейтральности". В соответствии с заключенными в сентябре прошлого года договоренностями Китай с 2021 года начинает глобальную трансформацию экономики и планирует достичь углеродной нейтральности к 2060 году.
"Первым шагом Китая стала – ни больше и не меньше – отмена с 1 мая текущего года возврата НДС на экспорт 146 видов металлопродукции. В том числе, с начала месяца китайские власти отменили для своих производителей возврат НДС в размере 13% на экспорт горячекатаного проката, катанки и арматуры. Параллельно с этим Китай снизил до нуля пошлины на импорт чугуна, лома и полуфабрикатов, которые используются в производстве стали", – уточнил Дмитрий Видсота.
Министерство финансов КНР ожидает, что перечисленные меры позволят снизить стоимость импорта, увеличить объем импорта черных металлов и оказать давление на внутреннее производство стали, направляя отрасль к сокращению общего энергопотребления, способствуя трансформации и качественному развитию сталелитейной промышленности.
В долгосрочной перспективе решение об отмене возврата НДС должно привести к увеличению объемов производства "углеродно нейтральной" стали. Однако, для достижения этой цели КНР придется пройти через сокращение производства "неэкологичной" стали на устаревших заводах с плохими экологическими показателями.
Китай сейчас является крупнейшим производителем стали в мире – в 2020 году китайские сталелитейщики увеличили производство стали на 7% по сравнению с 2019 годом (до 1,065 млрд т.).
"Соответственно, любое изменение государственной регуляторной политики КНР оказывает непосредственное влияние на мировые рынки", – подчеркнул Дмитрий Видсота.
И в краткосрочной перспективе такое решение уже спровоцировало панику на мировых рынках. Китайские экспортеры вынуждены увеличивать цены на сталь, что дает повод другим производителям увеличивать цены. В частности, в начале второй декады мая текущего года цена на турецкую арматуру выросла примерно на 100 USD/т – до более чем 750 USD/т FOB по сравнению с серединой апреля.
Очевидно, что в результате подорожания китайской стали доля ее продажи на экспорт существенно уменьшится, произойдет переориентация потребителей на мировом рынке стальной продукции.
И пример Китая далеко не единичен. Регуляторное давление на металлургическую промышленность во всем мире с каждым годом все возрастает – в том числе и в части требований к содержанию вредных веществ при производстве тонны того или иного металла.
Дмитрий Видсота напомнил, что в развитых странах все большее число потребителей отказывается от работы с поставщиками, деятельность которых сопряжена со значительными выбросами вредных веществ в атмосферу. С такими вызовами сталкиваются и металлургические гиганты, которые вынуждены уже сегодня инвестировать миллиарды долларов в разработку и производство экологически чистой продукции, а также в декарбонизацию всей логистической цепочки.