• USD 41.8
  • EUR 43.9
  • GBP 53.1
Спецпроекты

Война с Россией: теперь Европа за нас. Как Антанта "кинула" Симона Петлюру

Анализируя причины поражения демократической Украинской Народной Республики, чаще всего упоминают ее поглощение большевистской Россией. Однако забывают о другом. 100 лет назад демократическая Европа ничего не сделала, чтобы спасти демократию в Украине

"Последний патрон". Рисунок Леонида Перфецкого, 1949 год
"Последний патрон". Рисунок Леонида Перфецкого, 1949 год
Реклама на dsnews.ua

Мало того, она перекрыла границы, чтобы не добралась ни одна помощь боеприпасами, амуницией и медикаментами изнемогающей в одновременной войне с красноармейцами и белогвардейцами Армии УНР Симона Петлюры.

Принято считать, что 100 лет назад в обретении независимости Финляндии большую роль сыграл Карл Маннергейм, а независимость Польши отстоял Юзеф Пилсудский. Неужели украинцы проиграли единоборство с большевистской Россией в результате неудовлетворительного лидерства Михаила Грушевского, Владимира Винниченко и Симона Петлюры?

Первым сформулировал такой вопрос сам Винниченко. Он ответил на него. В "Возрождении нации" есть подразделение "Не в лицах вещь" с такими словами: " Если бы ожил Александр Македонский или Наполеон и захотел помочь Центральной Раде и Генеральному Секретариату, то и то не помогли бы ". Однако этот опыт важен сегодня.

Когда вспыхнула Первая мировая война, С. Петлюра редактировал в Москве русскоязычный журнал "Украинская жизнь". На это событие он отозвался редакционной статьей "Война и украинцы", в которой призвал соотечественников сохранять лояльность царскому правительству. Современники увидели в его манифесте стремление предупредить закрытие журнала правительством, которое собиралось прекратить выпуск всех украинских периодических изданий. На самом деле, речь шла о другом: редактор радовался, что Российская империя оказалась на одной стороне с Антантой и рассчитывал, что после ее победы в войне политика самодержавной России станет более либеральной в национальном вопросе. В 1930 г. публицист Максим Славинский справедливо заметил: " В их манифесте Украине указано место в составе западноевропейских народов, на стороне государств, представлявших собой столетние традиции европейского политического демократизма ".

Обложка журнала "Украиснкая жизнь", 1912 г., №2
Обложка журнала "Украиснкая жизнь", 1912 г., №2

И действительно, в декабре 1914 г. в письме к Осипу Назаруку как представителю "Союза освобождения Украины" (с резиденцией сначала в Вене, а затем в Берлине) Петлюра высказался недвусмысленно: " Попасть в лапы Германии – спасибо большое!".

После большевистского переворота в Петрограде Антанта не торопилась признать правительство Центрального Совета. Причина ясна: никто не рассчитывал на длительное существование Совнаркома. Дипломаты Антанты не желали признанием УНР нанести ущерб интересам следующего российского правительства, поскольку были убеждены, что такое правительство не будет приветствовать отделение Украины от России.

Реклама на dsnews.ua

Не желая оставаться в ставке Верховного главнокомандования в Могилеве после захвата большевиками, военные миссии Великобритании, Франции, Италии, Японии, Румынии, Сербии и Бельгии взяли курс на Киев. Узнав, что поезд с членами миссий прибывает на ст. Коростень, генеральный секретарь по военным делам С. Петлюра выслал ему навстречу почетный эскорт из 60 матросов Черноморского флота под командованием своего личного адъютанта Юрия Гасенко. 3 декабря 1917 г. поезд прибыл в Киев. На вокзале членов миссии встретил комендант города с почетным караулом.

Симон Петлюра в солдатской шинели. Ориентировочно – начало 1918 года
Симон Петлюра в солдатской шинели. Ориентировочно – начало 1918 года

Руководители Центральной Рады понимали, что связывать будущее УНР с проигрывающими войну Центральными государствами слишком опасно. Однако 15 декабря большевики заключили перемирие с Германией и Австро-Венгрией. Волей обстоятельств Центральная Рада должна была идти на переговоры о сепаратном мире. УНР отправила в Брест-Литовск собственную делегацию.

"Мир с Украиной. Заключительное заседание в ночь с 9 на 10 февраля, когда был подписан мирный протокол". Представители УНР и Германии на заключительном этапе переговоров в Брест-Литовске
"Мир с Украиной. Заключительное заседание в ночь с 9 на 10 февраля, когда был подписан мирный протокол". Представители УНР и Германии на заключительном этапе переговоров в Брест-Литовске

Действуя вопреки позиции глав Центрального Совета и Генерального Секретариата, С. Петлюра в это время стремился создать гвардейские дивизии регулярной армии. Трение с руководителями УНР еще больше усилилось, когда был взят курс на переговоры в Брест-Литовске. Обстоятельства, при которых Петлюра покинул свой пост, были охарактеризованы в 1997 г. профессором Украинского свободного университета в Мюнхене Владимиром Косыком: " После известного ультиматума правительства Ленина, 20 декабря российско-советские войска начали наступление на Украину. Это была первая агрессия советской России. Не диспонируя нужными вооруженными силами, за исключением небольших отделов, Украинское Правительство, которое от 16 ноября действовало как независимое Правительство, и об этом проинформировало Антанту, оказалось в очень тяжелом положении.Оно начало бояться, что советская Россия будет переговариваться от имени "целой России". Поэтому оно не видело другой развязки, как приступить к переговорам в Бресте. Эта политика сама собой шла против интересов Франции и Антанты. Не желая поддерживать такую политику, Петлюра 31 декабря 1917 г. подал в отставку с поста Генерального Секретаря военных дел ".

Сообщение в газете "Новая Рада" от 19 декабря 1917 (1 января 1918 по новому стилю) об отставке Симона Петлюры с должности генерального секретаря военных дел УНР
Сообщение в газете "Новая Рада" от 19 декабря 1917 (1 января 1918 по новому стилю) об отставке Симона Петлюры с должности генерального секретаря военных дел УНР

Когда мировая война закончилась поражением Центральных государств, лидеры Франции и Великобритании решили ввести в Украину от 12 до 15 дивизий, чтобы предотвратить ее повторную оккупацию большевистской Россией. Однако, пока транспорты с войсками добирались до Черного моря, войска Петлюры взяли под свой контроль почти всю территорию восстановленной УНР. В ноябре 1918 г. в черноморских портах высадилось не более 60 тыс. солдат и офицеров союзников.

Сражаясь с большевиками, то есть с противниками Антанты, С.Петлюра не желал открывать второй фронт. В разговоре по прямому проводу 10 декабря с полковником Петром Болбачаном, отвечавшим за оборону Левобережной Украины, он так объяснял свою политическую линию: "Мы должны быть готовы к активному отпору Антанте, когда она будет навязывать нам свою волю и насильно тащить в московское ярмо.В сношении с Антантским войском, когда до этого дойдет, никаких авансов им не давать и выражать такой взгляд, что мы с врагами Украинской Государственности будем бороться до последнего мужчины, ибо только Государственная самостоятельность Украины может обеспечить политическую волю населению Украины".

Первые прямые контакты уполномоченных Директории с руководством десанта Антанты состоялись в январе 1919 г. Военный министр УНР Александр Греков тогда прибыл в Одессу, чтобы встретиться с командующим войсками союзников на юге Украины генералом д'Ансельмом и его начальником штаба полковником Анри Фрайденбером. Встреча была странной. Не понимая ситуации в Украине, д'Ансельм поинтересовался у Грекова, представляет ли он генерала Антона Деникина? Дальше переговоры, продолжавшиеся месяцами, вел Фрайденберг. Они завершились требованием вывести из состава Директории Винниченко и Петлюру как "большевиков", после чего Антанта должна была рассмотреть вопрос о помощи Армии УНР вооружением для борьбы с большевистской Москвой и усиления ее деникинскими офицерами.

Александр Греков
Александр Греков

Летом 1919 г., когда война большевистской России с деникинцами достигла апогея, лидерам Антанты дошло, что целесообразно было бы предупредить войну между контролируемыми Деникиным Вооруженными силами юга России и Армией УНР. Военный министр Великобритании Уинстон Черчилль телеграфировал Деникину: " При современной критической конъюнктуре было бы разумно идти, насколько это возможно, навстречу украинским сепаратистским тенденциям ". Премьер-министр Франции Жорж Клемансо поручил военному атташе в Румынии "добиться сотрудничества Деникина и Петлюры ". Однако эти советы не подействовали на высокомерного вождя белогвардейцев, убежденного, что утвердится в Москве. Имея на руках телеграмму своего номинального начальника адмирала Александра Колчака о целесообразности установления демаркационной линии между зонами действий Вооруженных сил Юга России и армией УНР, Деникин уклонился от прямого ответа.

Уже в эмиграции Антон Деникин так объяснял в мемуарах свою политику: "Идти вместе с Петлюрой, пытавшимся отделить Украину и Новороссию от России, значило бы нарушить идею Единой, Неделимой России, которая глубоко укоренилась в сознании вождей и армии, и тем самым вызвала бы в ее рядах опасную растерянность. Поэтому я решил вопрос отрицательно. Представителям Антанты заранее было сообщено о невозможности любого сотрудничества нашего с Петлюрой. В конце концов, английское и французское командование согласилось с этим".

Манифест Антона Деникина "К населению Малороссии" от 25 августа 1919 г. Публикация в газете "Киевлянин" от 21 августа по старому стилю (3 сентября по новому)
Манифест Антона Деникина "К населению Малороссии" от 25 августа 1919 г. Публикация в газете "Киевлянин" от 21 августа по старому стилю (3 сентября по новому)

Армия УНР была вынуждена бороться на три фронта: против большевиков, деникинцев и поляков. Сентябрь 1919 г. был дождливым, а в октябре ударили ранние морозы. Военнослужащие остро нуждались во всем – оружии, боеприпасах, теплой одежде, обуви, а когда началась эпидемия – медикаментах. В письме к старому знакомому, французскому журналисту Жану Пелисье С. Петлюра писал: " Случалось часто, что нашим казакам не хватало патронов. И тогда приходилось им класть свою голову в штыковой борьбе с большевиками. Три четверти наших казаков без сапог и одежды. У нас нет лекарств, тиф десяткует нашу армию. А государства Антанты, провозглашающие высокие принципы, запрещают Красному Кресту приезжать к нам ".

Обращение Симона Петлюры к украинцам с просьбой помочь одеть и обуть их защитников – армию УНР. 2 сентября 1919 года. Открытка
Обращение Симона Петлюры к украинцам с просьбой помочь одеть и обуть их защитников – армию УНР. 2 сентября 1919 года. Открытка

Тем не менее, С.Петлюра отличал позицию лидеров Антанты, формировавшуюся под влиянием временных обстоятельств, от вечных европейских ценностей. С самого начала политической карьеры он понимал, что Украина способна обеспечить свое демократическое будущее только в контакте с Европой. Чтобы установить такой контакт, в национальной среде должны быть люди, которые бы ценили европейский выбор Украины и были способны отстаивать его.

Находясь в эмиграции, С.Петлюра делал все возможное, чтобы десятки тысяч молодых людей, вынужденных вместе с ним покинуть Украину, готовили себя к новому этапу борьбы за национальную государственность. Обращаясь к молодежи, он призвал: "Учитесь, не теряйте времени! Возьмите из зарубежных очагов науки как можно больше, усвойте приобретенное как можно глубже! Помните, что вы восстанавливаете древнюю и светлую традицию 16-17 вв. нашей истории – непосредственного контакта Украины с культурными странами на почве науки и образования, а потому добавляйте к восстановленной традиции и энтузиазма молодого, и нашего национального упрямства".

Симон Петлюра
Симон Петлюра

Подытоживая, заметим: Симону Петлюре пришлось действовать в проигрышной ситуации. Но с начала военно-политической карьеры он сохранял приверженность демократическим ценностям и рассчитывал на помощь Антанты. Не его вина, что помощь была предоставлена не ему, а политическим противникам.

С конца февраля 2022 года украинский народ в очередной раз вынужден доказывать свою преданность демократическим европейским ценностям в единоборстве с Россией. Такое единоборство не прекращалось от распада Советского Союза, но теперь оно изменило форму. Попытки раздавить Украину в "братских объятиях" сменились открытым нападением с применением всех имеющихся в России вооружений и даже с угрозами применить ядерное оружие. На этот раз весь свой демократический мир оказывает нам помощь, но давать отпор врагу Украина должна самостоятельно. России не удастся уничтожить Украину как государство и Украину как нацию.

А вот картины нанесенных Россией разрушений – это то, что объединяет настоящее с событиями 100-летней давности.

Развалині обгоревшего дома Грушевских. Зима 1918 г.
Развалині обгоревшего дома Грушевских. Зима 1918 г.
    Реклама на dsnews.ua