"Сбросить оковы будней, дать спокойствие натруженным рукам". Как Первое мая выходным стало
Праздник Первого мая — единственный в календаре Украины, непрерывно существовавший во все годы советской власти и после обретения независимости
После свержения царизма в общественных настроениях произошли тектонические сдвиги. Одно из тогдашних изменений в украинском обществе образно охарактеризовал известный украинский интеллектуал Иван Лысяк-Рудницкий: "В 1917, когда чары империи развеялись, тысячи вчерашних "малороссов" чуть ли не за одну ночь превратились в национально-сознательных украинских патриотов и потенциальных "сепаратистов".
Основные ожидания сторонников Русской революции нашли отражение в задекларированных еще 16 (3) марта основах деятельности Временного правительства. Обещанное было воплощено в жизнь. Россия на короткое время стала действительно свободной страной. Правда, не надолго. Полученные весной 1917 свободу и равноправие большевистские вожди вскоре после захвата власти ликвидировали.
Впрочем, кое-что осталось. Пусть и с искаженным содержанием, но некоторые начатые весной 1917 изменения, как, например, замена полиции на милицию, стали неотъемлемой частью жизни будущих поколений. Таков и предмет нашего сегодняшнего внимания — праздник 1 мая.
Именно в апреле 1917 г.. были приняты решения о праздновании в тогдашней России и, соответственно, на территории большей части Украины, "Дня 1 мая" именно ... 1 мая. И именно с этого года — по настоящее время — этот день является нерабочим.
Сейчас статус Первомая в качестве выходного дня, как и сто лет назад, оказался в центре внимания общества. Когда и при каких обстоятельствах этот день стал всенародным праздником — выходным днем?
Накануне
Еще в 1889 только образованный II Интернационал (международное объединение социалистических рабочих партий) обозначил 1 мая как "День международной солидарности рабочих". Понятно, что о статусе выходного дня тогда речи не было. Однако именно с этого времени зародилась традиция ежегодно отмечать 1 мая.
В августе 1910 представительницы социалистических партий начали своеобразный клон этого праздника — Международный день женщин-работниц, который в 1914 в ряде стран, в том числе и в России, синхронно отметили 8 марта. Причем в России по действующему тогда юлианскому календарю ("старый стиль") это было "23 февраля".
С 1915 года празднование международных пролетарских дней прекратилось. Причина банальна: в начавшейся в августе 1914-го мировой войне большинство партий II Интернационала встали на сторону своих правительств. При таких условиях о международной солидарности рабочих и работниц речи не было.
В 1917 г.. в России именно 8 марта (23 февраля) забастовкой женщин-работниц начались массовые демонстрации, непрерывное продолжение которых завершилось свержением самодержавия. Поэтому неудивительно, что первое упоминание о 1 мая, которое встречаем в прессе 1917 года, непосредственно связывало между собой оба международных пролетарских дня. Но связь для нашего современника крайне необычна:
Необычной является хронология этих праздников. Если указать оба стиля, то видим, что "Международным женским днем" названо привычное для украинцев 8 марта (23 февраля), тогда как "Днем пролетариата всего мира" — 14 (1 мая).
Такое разночтение — не опечатка. До 1917-го "День 1 мая" (так сокращенно обозначали "Международный день солидарности рабочих") в России действительно отмечали 1 мая, но по действующему тогда в России юлианскому календарю. И революционеры уже после свержения самодержавия оценивали это как попытку сохранить оторванность России от Европы.
"До сих пор, — отмечалось в газете" Известия "от 22 (9) апреля 1917 - российские рабочие праздновали свой пролетарский праздник 1 мая по старому стилю. Только в Западном крае и Польше рабочие выходили на улицу в один и тот же день с зарубежными братьями, то есть 18 апреля. Царская власть и православное духовенство тщательно сохраняли старый стиль, видя в нем символ оторванности России от Европы и европейской мысли".
При этом, конечно, замалчивалось то обстоятельство, что ни царизм, ни духовенство не имели никакого отношения к выбору даты празднования Международного дня солидарности трудящихся: для них это не был праздник. Речь не шла и о том, что эта дата всегда избиралась именно социалистическими и рабочими партиями. Не признаваться же в том, что сами культивировали эту "оторванность"?
Намерение преодолеть такую "оторванность", или, как сказали бы сейчас, избрание курса на европейский вектор развития, было характерным признаком Русской революции. Поэтому на заседании исполкома Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов ("Петросовету") от 19 (6) апреля было решено отмечать 1 мая по новому стилю, о чем и сообщалось другим регионам России:
Интересная деталь: Киевский комитет РСДРП (б) аналогичное решение принял 18 (5) апреля, то есть на день раньше его утверждения Петросоветом.
Когда отмечать этот день — это одно дело, но статус выходного — уже совсем другое. Нерабочим тот или иной день могли объявить только высшие органы государственной власти. Правда, в России в то время наблюдалось двоевластие — Временное правительство было на коротком поводке у советов и, прежде всего, Петроградского как центрального. Итак, проблемы с утверждением статуса выходного 1 мая не должно было возникнуть.
Сделать 1 мая (18 апреля) выходным исполком Петросовета решил 21 (8) апреля, то есть через два дня после решения о его праздновании по новому стилю. Новый выходной решили отработать перед Первомаем: вместо вторника 1 мая (18 апреля) надо было выйти на работу в воскресенье 29 (16) апреля.
Временное правительство тянуло с легализацией этого праздника до последнего. Решение про 1 Мая как общегосударственный нерабочий день было обнародовано в центральной правительственной газете только 29 (16) апреля. Правда, в нем говорилось об "отработке" нового выходного. В то же время принципиальное решение вопроса о статусе 1 Мая откладывалось на будущее:
Как нам теперь уже известно, этот день и в дальнейшем остался выходным. Мало того, с 1928 г.. выходным стало еще и 2 мая. Но это произошло позже, и значение этого праздника в СССР ощутимо отличалось от того, каким оно представлялось весной 1917-го. Что в нем видели и как его собирались праздновать на территории тогдашней России и, в частности, в Украине, вскоре после свержения царизма?
Ожидания
В 1917-м основным оставался действующий со дня появления Международного дня солидарности рабочих лозунг 8-часового рабочего дня. Отметим, что во многих местах он уже был воплощен в жизнь. В прессе сообщалось, что в Киеве в начале апреля около половины предприятий и учреждений перешли на 8-часовой рабочий день. Однако это не помешало поднять этот лозунг на знамена во время празднования 1 мая.
В 1917-м речь шла о связанных с войной исключениях в воплощении этого лозунга в жизнь. Как, например, это видно из листовки социал-демократов (не большевиков) из Великожа (Витебская губерния). В ней требование 8-часового рабочего дня не распространялось на предприятия, работающие на оборону страны.
С большим чувством и яркой эмоциональной палитрой приветствовала с праздником 1 Мая своих читателей украинская газета "Нова Рада". На ее страницах этот праздник рассматривался как символ нового свободного человека:
"Впервые сегодня по всей России и у нас на Украине будет отмечаться большой работницкий праздник — праздник труда, праздник пролетарского сознания, праздник классового единства и единения рабочих всего света. Впервые величественным походом пойдут пролетарские рабочие, впервые зазвучат свободные песни труда и свободные слова о праве рабочих на человеческую жизнь, на отдых, на уважительное положение в обществе ... "
Интересно, что высказанное тогда в связи с праздником 1 Мая представление о человеке существенно отличалось от коммунистических представлений и поздней советской практики: "Сбросить с себя путы обыденности, дать покой натруженым рукам, выпрямиться свободно, услышать в себе действительно живой дух, найти в себе человека, не только винтик или дополнение к какой-то замысловатой машине — вот в чем лежит вес этого работницкого праздника".
1 мая признавалось "праздником полной весны, праздником обновленной природы" и в связи с этим высказывались надежды на "обновление всей жизни", на "перестройку мира и человеческих отношений на единоправильном и единственно хорошем трудовом основании". Поскольку украинцы виделись как "народ тружеников, народ трудящихся", то редакция подводила читателя к мысли, что 1 мая — это праздник всего украинского народа. И украинцам не хватает "только сознания, чтобы понять и выбрать место на этом празднике всемирного братства народов".
Реалии
Праздник 1 Мая действительно было массовым. Тогда еще никто никого не принуждал ходить на демонстрации и тем более — не платил за это деньги.
Свобода пьянила, энтузиазм бушевал. Однако общего согласия среди сторонников революции уже не было. Этим ситуация разительно отличалась от первых послереволюционных недель.
В общероссийском масштабе "революционное единство" нарушили большевики, с приездом Ленина взявшие курс на социалистическую революцию. Поэтому их первомайские лозунги (например — "Вся власть советам!") уже контрастировали с меньшевистскими и эсеровскими.
В Украине, прежде всего в Киеве, к этим спорам добавился еще и национальный момент. Киевская организация Украинской социал-демократической партии (УСДРП) в праздновании Первомая объединилась с меньшевиками и бундовцами (еврейские социал-демократы). Однако во время празднования украинцы не получили желаемого.
В отчете, который предоставили в Центральной Раде участники праздника, отмечалось: "Сделали 30 трибун, а украинцам только одну дали, да и та не досталась, и пришлось говорить с коня".
В то время актуальным был вопрос украинизации войска и, в частности, создание в Киеве украинского полка. Это нашло отражение и во время празднования 1 мая. Как отмечалось в прессе, в тот день на Сырце — одном из районов города — прошел Украинский военный праздник. В нем принимали участие солдаты, только что объявившие себя 1-м Украинским полком им. Богдана Хмельницкого. Полк утвердил лозунг: "Война до победного конца под знаменами Украины!" и решил прислать поздравления с выражением доверия Временному правительству, Государственной Думе и советам рабочих депутатов.
Вечером представители исполкома Киевского совету солдатских депутатов пытались убедить украинских воинов в ошибочности их решения. Когда это попытался сделать председатель этого совета меньшевик Таск, солдаты не дали ему говорить и угрожали арестом. Украинцы категорически отказались отменить свое решение о создании украинского полка.
Празднование 1 мая не оставило равнодушными и тех, кто не имел к его организации никакого отношения. В частности, в газете "Киевлянинъ" скептически отнеслись к практике празднования Первомая в Петрограде. Некоторые из замечаний близки и современности. С соответствующими, конечно, корректировками относительно "толпы" и мест высказывания радикальных лозунгов:
"Празднование 1 мая в Петрограде состояло в том, что огромная толпа народа бродила по улицам и бесконечно слушала уличных ораторов .... Общее впечатление ужасное, ужасное до исступления. ...
Страшно становится, когда видишь, как эти люди, желающие решать судьбу России на сотни лет, мало понимают даже собственное ближайшее будущее. ...
Ведь лозунг, главная обязанность свободного гражданина уничтожить все старое, идет именно от этой толпы, не понимающей, что когда старая организация будет уничтожена без создания новой, города, которые кормит село, погибнут от голода".
В остатке
Несмотря на разного рода споры и различия в видении будущего, ни у кого из участников первомайских демонстраций не возникало сомнений в целесообразности такого праздника и, соответственно, общего выходного в этот день. Таким он остался и по сей день. Но "принципиально" вопрос решили большевики.
Сразу после Октябрьского переворота было принято постановление "О 8-часовом рабочем дне". По нему на законодательном уровне не только реализовывалось давнее требование пролетариев о количестве рабочих часов в день, но и указывался перечень дней праздничных. Среди них было и 1 мая. В следующем году это решение нашло свое подтверждение в Трудовом кодексе, который впоследствии почти без изменений был перенесен и в Украину. С образованием УССР в 1919 -м 1 мая стало выходным и в советской Украине.
Праздник 1 мая — единственное из ныне существующих в праздничном календаре Украины, которое непрерывно существовало во все годы советской власти и после обретения Украиной независимости. Да, действительно, в советские времена, особенно в годы сурового наступления коммунистического тоталитаризма, этот день стал символом его пропаганды. Но является ли это весомым поводом для его отмены, тем более, если учесть его первоначальный смысл и некоммунистический характер последних лет?