НАБУ хотят сделать смешным

Если этот орган будет дискредитирован, то в способность украинской власти очиститься от коррупции вообще никто не поверит. Ни в самой Украине, ни за рубежом
Фото: nabu.gov.ua

Национальное антикоррупционное бюро Украины играет роль символа. На этот орган, "созданный на голом месте, из новых людей, абсолютно независимый", возложено столько ожиданий, как ни на какой другой. Если уж он не покажет реальных результатов в борьбе с коррупцией, то от остальных нечего ждать и подавно.

Тем не менее НАБУ медленно, но неуклонно теряет доверие. Началось это по причинам, не зависящим от самого бюро, еще до того, как оно заработало. Слишком уж долго тянулось его формирование. И тянется до сих пор.

Закон о НАБУ был принят еще 14 октября 2014 г., вступил в силу 25 января 2015 г. Затем было несколько этапов конкурса на должность директора бюро, и наконец 16 апреля, через полгода после принятия закона, Петр Порошенко подписал указы о создании НАБУ и о назначении его директором Артема Сытника. Еще более полугода ушло на организацию деятельности бюро. Первые детективы НАБУ вышли на работу 1 октября. Однако они не могли приступить к оперативно-розыскным мероприятиям, пока не был назначен заместитель генпрокурора - руководитель Специа-лизированной антикоррупционной прокуратуры. Лишь после того, как 30 ноября генпрокурор Виктор Шокин назначил на эту должность Назара Холодницкого, Сытник сообщил, что больше ничто не мешает НАБУ начать расследования.

Но и после этого работа бюро очень медленно набирала обороты. Сытник жаловался, что количество производств, которые детективы НАБУ могут внести в реестр, невелико из-за малого количества антикоррупционных прокуроров, которые должны курировать эти производства. В самом НАБУ тоже оставалось много нерешенных организационных и финансовых вопросов. СМИ больше рассказывали о том, сколько стоят носки для спецназовцев бюро, чем об успехах в расследованиях, да и успехов-то особых еще не было. Между тем общество ждало быстрых результатов. В этих завышенных (можно даже сказать иррациональных) ожиданиях сконцентрировалась неудовлетворенность положением дел в борьбе с коррупцией, накопившаяся за два послереволюционных года.
Но, помимо объективных причин слабого старта НАБУ, были и субъективные. Прежде всего это откровенно слабый стиль публичного поведения, избранный директором бюро. Конечно, Сытнику необязательно изображать из себя крутого парня. Изображать - это вообще плохая мода. Но он должен осознавать, что его бюро - символ для общества. И обществу не может нравиться, когда человек, которому вручена ответственность за этот символ, дает его в обиду, позволяет над ним смеяться.

Из всей деятельности НАБУ в декабре-январе наибольший резонанс получила история о том, как бюро зазывало на допрос Николая Мартыненко, сложившего с себя полномочия народного депутата от "Народного фронта". По официальной информации НАБУ, экс-депутата вызывали как свидетеля по двум делам. Первое расследуется по факту закупки госпредприятием "Восточный горно-обогатительный комбинат" уранового концентрата у австрийского акционерного общества, а второе - по факту получения взяток при закупке ГП "Энергоатом" оборудования у чешской компании Skoda. Собственные расследования по второму из этих дел ведутся также в Чехии и Швейцарии. Хотя Мартыненко и пообещал "сосредоточиться на том, чтобы в правовом поле доказать свою непричастность к любым злоупотреблениям как обычный гражданин", но он не явился на допрос в НАБУ сначала 29 декабря, а затем повторно 11 января. В первый раз якобы в связи с болезнью, во второй - сославшись на встречу с прокурором в Берне (Швейцария).

Общество увидело, что фигуранты коррупционных дел могут спокойно игнорировать НАБУ и им за это ничего не будет. Сытник решился лишь на заявление о возможности принудительного привода Мартыненко на допрос. Хотя это как раз тот случай, когда слова были лишними, а нужно было последовать английской поговорке, советующей: just do it - просто сделай это.

Продолжение вышло еще более унизительным для НАБУ как символа. Мартыненко в ответ на заявление директора бюро выступил с обращением к "юному дарованию Артему Сытнику": "Артем, не стоит стремиться, чтобы вас боялись, и не следует никого пугать. Лучше пусть вас любят и уважают, лайкают ваши посты в социальных сетях, а школьники пусть делают с вами селфи на свои гаджеты". А когда 18 января экс-депутат таки соблаговолил явиться на допрос, он вел себя так, будто делает кому-то большое одолжение. То, что Мартыненко своим панибратским хамством лишь ухудшил свой имидж, - проблема его личная и "Народного фронта". Но вот то, что Сытник допустил такое развитие событий, не способствовало уверенности общества в успешности НАБУ.

В феврале внимание СМИ переключилось на другую историю - о заявлениях министра экономического развития и торговли Айвараса Абромавичуса в адрес народного депутата от БПП Игоря Кононенко. НАБУ пришлось взяться за проверку слов Абромавичуса, однако перспективы этого дела очень сомнительны. По сути, есть только слова министра против слов депутата и еще слова исполнительного директора НАК "Нафтогаз України" Андрея Пасечника, которого Кононенко якобы навязывал Абромавичусу в заместители. Заявления о том, что у Кононенко или Пасечника были какие-либо "преступные намерения", заведомо недоказуемы. Можно утверждать лишь о расхождениях между участниками этой истории в понимании понятий "этика", "политическая команда", "квотный принцип" и т. п. Поэтому те, кто навязал это дело антикоррупционному бюро, фактически подставили НАБУ и его директора. Теперь им осталось дождаться, когда бюро закроет дело ввиду отсутствия состава преступления, и поднять волну насмешек о "бессилии", "неспособности" или даже "продажности" НАБУ.

Реалии таковы, что общество ждет от бюро быстрых результатов и есть желающие воспользоваться этими ожиданиями для дискредитации бюро. Игнорировать эти вызовы, конечно же, нельзя. Но чтобы достойно ответить на них, необходимы дела, доведенные до суда, абсолютно убедительные для всего общества и железно доказанные.

Сытник обещает суд по "Запорожье-облэнерго"

Начиная с 4 декабря детективы Национального антикоррупционного бюро Украины открыли более 70 производств. Об этом сообщил директор бюро Артем Сытник 11 февраля, презентуя отчет о деятельности НАБУ за последние полгода. В самом отчете говорится о 56 производствах по состоянию на 1 февраля. Из них шесть касаются деятельности высших должностных лиц государства, 11 - госслужащих первой и второй категорий, 13 - судей, пять - прокуроров, 19 - руководителей госпредприятий, еще два - других служебных лиц.

Директор НАБУ анонсировал, что вскоре будут результаты по одному из первых уголовных производств - в отношении должностных лиц госпредприятия "Запорожьеоблэнерго". "В ходе расследования установлено, что в результате заключения незаконных договоров с частными структурами последним было передано право требовать средства в сумме 346 млн грн. у крупных потребителей электроэнергии. 200 млн грн., которые должны были поступить на специальный счет госпредприятия, перечислены на счета частных предприятий, которые контролируются определенными известными лицами", - рассказал Сытник. Он отметил, что бюро уже обратилось в суд для признания сделок "Запорожьеоблэнерго" недействительными. В случае положительного решения споров в этом производстве государству будут возвращены упомянутые 200 млн грн.

Также, по словам директора НАБУ, готовятся к передаче в суд некоторые дела, связанные с коррупцией в судебной ветви власти.