Кто и зачем тормозит децентрализацию

КПД реформы снижают конфликты между различными властными, политическими, общественными структурами, не поделившими рычаги влияния
Фото: cheline.com.ua

Термин "децентрализация" в украинских условиях объединяет два понятия: собственно децентрализацию системы власти и добровольное объединение мелких сельских об­щин. Первое невозможно без второго: передавать власть из центра можно лишь тогда, когда на местах, в том числе и на селе, есть кому перенять эту власть вместе с полномочиями, компетенцией и финансами.
И первое, и второе объективно необходимы, причем уже давно. Эта необходимость усилилась за годы правления Януковича и "регионалов", которые пришли к власти именно под лозунгом децентрализации, но вместо этого занялись цементированием собственного режима. Созданная ими модель позволяла по-крупному наживаться на финансовых потоках, идущих из регионов в центр (в виде налогов и сборов) и затем обратно из центра в регионы (в виде субвенций и дотаций). После революции демонтаж этой системы был неизбежен, но оставалось препятствие: слабость сельских общин.
За годы независимости численность сельского населения Украины уменьшилась на 2,5 млн человек, а количество сельских населенных пунктов - на 348. Вместе с тем количество сельских советов увеличилось на 1067, то есть шел процесс дробления общин. К началу 2015 г. в Украине насчитывалось около 12 тыс. территориальных общин, из них более половины (свыше 6 тыс.) имели менее чем по 3 тыс. жителей, в 4809 общинах численность населения составляла менее 1 тыс. чел., а в 1129 общинах - менее 500 чел. Неудивительно, что в большинстве сельских общин не созданы исполнительные органы сельсоветов, отсутствуют бюджетные учреждения, коммунальные предприятия и т. п.

В марте прошлого года стартовал процесс добровольного объединения мелких сельских общин, подкрепленный соответствующими финансовыми стимулами. Это позволило параллельно начать собственно децентрализацию системы власти. Оба эти процесса уже преодолели подготовительные этапы и сейчас вошли в решающую фазу. У обоих есть свои, так сказать, "ускорители" (включая и западных доноров) и свои "тормоза". Причем функцию "тормозов" выполняют не только инерционность чиновничьих традиций и сельского менталитета, но и организационные просчеты, снижающие КПД реформы, а также конфликты между различными властными, политическими, общественными структурами, не поделившими рычаги влияния.