Когда Британия попросится обратно в ЕС

Последствия брекзита только начинают осознаваться, ведь подобных случаев в истории ЕС еще не было. Но, помимо юридических, политических, экономических эффектов, есть еще и психологические — как для самих британцев, так и для всех европейцев, включая и украинцев.
Фото: slavpeople.com

Слово "брекзит" (Brexit), в котором слились английские слова "Британия" (Britain) и "выход" (exit), было придумано для обозначения референдума о выходе Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии из Европейского Союза. Этот неологизм быстро стал интернациональным. А после референдума он обрел еще и дополнительный смысл — всех тех последствий, которые будет иметь выбор британцев для Соединенного Королевства, Евросоюза и Европы в целом.

Последствия эти только начинают осознаваться, ведь подобных случаев в истории ЕС еще не было. Но, помимо юридических, политических, экономических эффектов, есть еще и психологические — как для самих британцев, так и для всех европейцев, включая и украинцев.

Например, слухи о фатальных последствиях Брекзита для безвизового режима между Украиной и ЕС, по-видимому, преувеличены. Канцлер Германии Ангела Меркель уже заявила, что это событие не повлияет на введение безвизового режима с Украиной, а все задержки вызваны желанием ЕС усовершенствовать свое законодательство. В то же время украинцы получили возможность поучиться на ошибках британцев. Оказывается, даже многовековые демократические традиции не гарантируют ответственного поведения политиков и избирателей. Политики могут играться с членством в ЕС, надеясь использовать евроскептические настроения электората, и, в конце концов, остаться в дураках, переиграв самих себя. А избиратели удивленно смотрят на обвалившийся фунт стерлингов, панику на фондовом рынке, бегство капитала, внутренний кризис в крупнейших партиях, углубление трещины между Англией и Шотландией, жесткое намерение ЕС закрыть свой рынок для британских товаров. И, видя все это, с детским простодушием недоумевают, почему их никто ни о чем таком не предупреждал.

Британцы вместе с жителями других западноевропейских стран ЕС привыкли воспринимать Евросоюз как данность. Как что-то нужное не им, а пресловутым европейским бюрократам. Одним из уроков Брекзита должно стать то, что ЕС — это все-таки ценность, и не только для населения сравнительно бедных восточноевропейских стран, так называемой новой Европы, но и для жителей старой Европы. Четыре свободы, то есть свободное перемещение товаров, услуг, рабочей силы и капитала, могут казаться ничего не стоящими, пока они есть, но оказаться очень дорогими после их потери.