Каждый десятый британец может стать ирландцем
Одной из главных тем европейской прессы после Брекзита стал вопрос, а можно ли все переиграть. "В конечном итоге Брекзита не будет", — ошарашивает своих читателей респектабельная The Financial Times, цитируя неназванного высокопоставленного британского дипломата. По данным газеты, противники Брекзита видят два возможных сценария. Первый будет возможен, если в Британии состоятся досрочные парламентские выборы. Партии, выступавшие против Брекзита, скорее всего, пообещают отменить его или провести второй референдум. Даже умеренные тори выступают за повторный референдум после завершения переговоров о выходе из ЕС. Второй сценарий: выборы состоятся в установленный срок — в 2020 г., но еще до выборов Соединенное Королевство завершит переговоры о Брекзите, а премьер вынесет окончательную договоренность на суд народа. То есть речь идет, опять же, о втором референдуме.
По ту сторону Ла-Манша тоже высказываются подобные надежды. "Может ли Соединенное Королевство проголосовать еще раз? Да, разумеется. Юридически ничто этому не препятствует, — пишет французский философ Бернар-Анри Леви в журнале La Rеgle du jeu. — Пусть огромное количество британцев догадаются, что их доверием злоупотребили, что Найджел Фарадж им нагло солгал… Пусть Вестминстерский парламент решит принять во внимание петицию, собравшую более трех миллионов подписей британцев, требующих второго референдума… Никогда не поздно поступить правильно и заставить себя услышать".
Найджел Фарадж — это член Европарламента и лидер UKIP, Партии независимости Соединенного Королевства. Независимости — от Евросоюза. Фараджа очень любят кремлевские пропагандисты, и не только за евроскептицизм. "На руках Евросоюза кровь из-за дестабилизации ситуации в Украине. Европейский союз играет с огнем и тысячами жизней украинцев, финансируя коррумпированное правительство, готовое, опираясь на отряды неонацистов, вырезать значительную часть собственного населения только за то, что они говорят по-русски", — заявил он буквально накануне референдума. На заседании Европарламента 28 июня, где обсуждались итоги Брекзита, президент Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер обвинил Фараджа во лжи по поводу обещаний перенаправить британские взносы в ЕС на нужды государственной системы здравоохранения и в создании "сфабрикованной реальности". А бывший премьер-министр Бельгии Ги Верхофстадт, возглавляющий либеральную группу в Европарламенте, заявил, что Фарадж использовал в своей агитационной кампании "нацистскую пропаганду", имея в виду огромный плакат с фотографией, на которой запечатлены стоящие в очереди беженцы.
Петиция, о которой упомянул Бернар-Анри Леви, к вечеру 29 июня набрала уже свыше 4 млн подписей. Она была создана еще до проведения референдума. В ней говорится, что правительство должно назначить новый референдум в случае, если явка составит менее 75%, а победившее решение наберет менее 60% голосов. (Реальная явка составила 72,2%, за Брекзит проголосовали 51,9%.) Согласно британскому законодательству петиции, набравшие больше 100 тыс. голосов, обязан рассмотреть парламент.
Это может произойти весьма быстро. Как говорит тот же Бернар-Анри Леви, будут важны факты: какими станут в ближайшие месяцы и годы показатели занятости в Соединенном Королевстве, рост национального богатства, соотношение вновь создаваемых предприятий в Лондоне и тех, которые будут перемещены во Франкфурт или в Париж.
Брекзит победил благодаря безответственности как политиков, так и избирателей. Политики раскручивали спираль популизма. И дело не в одном Фарадже. Премьер Дэвид Кэмерон пугал ЕС референдумом, чтобы выторговать особые условия для Британии. В свою очередь, избиратели радостно втянулись в эту игру. Чертовски показательны такие послереферендумные сюжеты, как признание британцев, голосовавших против ЕС, что "они не думали", будто общий результат действительно будет таким, и то, как они судорожно гуглили, что собой представляет Евросоюз, уже после голосования. Выглядит так, будто на подсознательном уровне люди уверовали, что можно сохраниться в контрольной точке и переиграть еще раз. Проявилось отношение к жизни, как к компьютерной игре — особенно в тех вопросах, которые либо слишком сложны, либо слишком скучны для понимания и восприятия. Сейчас британцы увидели, как их "голосование по приколу" ломает их реальную жизнь. И это создает сильный мотив для "переигровки".
Впрочем, у некоторых противников Брекзита есть возможность сохранить персональную принадлежность к ЕС. Одним из самых популярных поисковых запросов после оглашения результата референдума стала фраза How to get an Irish passport — "Как получить ирландский паспорт". Британцы могут подавать на ирландское гражданство, если родились в Ирландии или если кто-то из их родителей, бабушек или дедушек были ирландцами. По оценкам, ирландские корни имеются у 6 млн человек — это примерно 10% населения Соединенного Королевства.