Какая судьба ждет очередную недореформу Яценюка
Итак, законопроект о реформировании системы государственного управления в сфере занятости, подготовленный Министерством труда и социальной политики, все еще проходит согласование в других министерствах. Одна из главных его новелл состоит в том, что вместо Госслужбы занятости будет создано Национальное агентство занятости, которое в отличие от службы не станет концентрироваться на выплате пособий по безработице, а поможет работодателям в подборе персонала и украинцам - в поиске работы. Эксперты в целом такой подход одобряют. "Многие люди приходят в центры занятости исключительно за пособием, а не за новой профессией или работой. И не секрет, что некоторые при этом могут иметь подработку, но не брезгуют и пособием", - говорит контент-эксперт портала rabota.ua Татьяна Пашкина. Но главная проблема, как всегда, упирается в деньги. У государства своих ресурсов на качественную реформу нет, а процесс привлечения доноров может затянуться на неопределенное время (подробнее см. статью "Денег на рабочие места нет, и их никто не ищет". - "ДС").
В Минсоцполитики уверяют, что новая структура, созданная на основе опыта агентств занятости европейских стран, прекрасно приживется в Украине. Но уже понятно, что микст из европейских положений, разбавленных украинской спецификой, не станет панацеей по борьбе с безработицей. "Мы вводим механизм субсидированной занятости для безработных из числа лиц предпенсионного возраста, бывших осужденных, уволенных с военной службы после участия в АТО - категорий, которым сейчас тяжело трудоустроиться. Мы хотим компенсировать расходы работодателей на заработную плату, если они возьмут на работу таких людей", - говорит замминистра социальной политики Валерий Ярошенко. Компенсация будет выплачиваться в течение года, но только в том случае, если рабочее место будет предоставлено не менее чем на два года. Почему именно на два? Вероятно, потому, что если сейчас в Украине к уязвимым на рынке труда группам относятся лица, которым до выхода на пенсию по возрасту осталось 10 лет, то чиновники предлагают сократить этот срок до двух лет. То есть, по сути, количество безработных предпенсионного возраста, которые могут попасть в программу субсидирования занятости, сокращается в пять раз.
Похожая ситуация и со стимулированием трудоустройства молодежи. "Выпускники школ, ПТУ, вузов будут иметь возможность пройти стажировку на предприятиях. Если раньше был такой советский термин "практика", то сейчас этого нет. Поэтому мы, учитывая опыт европейских стран, говорим о том, что если работодатель возьмет на работу выпускника, то он получит за это компенсацию", - рассказывает Валерий Ярошенко. Однако в Украине эта программа будет иметь ряд ограничений. Во-первых, для молодежи устанавливается верхний предел возраста - всего лишь 24 года, что значительно уменьшает количество потенциальных стажеров. Во-вторых, работодателям планируется возмещать не зарплату стажера, а единый социальный взнос, который составляет 22% от зарплаты.
Если в январе нынешнего года в среднем по Украине на одно рабочее место, предлагаемое нашей службой, претендовали 19 человек, то в марте - уже 13. Мы меняем приоритеты работы, и 89 центров занятости сегодня работают по-новому. Не секрет, что часть людей приходит в центры занятости не для того, чтобы найти работу, а за пособиями по безработице. Поэтому мы не ставим сразу на учет, а предлагаем выбрать из имеющихся вакансий. И соискатель должен дать четкие пояснения, почему они ему не подходят. После этого мы даем еще восемь дней на изучение наших вакансий и только после этого ставим их на учет как безработных. Кроме того, если раньше центры занятости надо было посещать один раз в месяц, то сейчас это необходимо делать каждые две недели. Тем самым мы создаем некоторые неудобства для людей, которые нелегально работают, но получают пособие по безработице.
Почему говорят, мол, хедхантеры работают эффективнее, чем Госслужба занятости? По одной простой причине - они какую-нибудь вакансию берут где-нибудь и отдают кому-нибудь. То есть речь идет о нелегальном трудоустройстве, чем наша служба не занимается. К слову, по разным оценкам, в тени находится от 40 до 60% рынка занятости.
В стране ожидаются большие сокращения, при этом известно, что увеличение безработицы на 1% приводит к повышению преступности на 2-5%. Вскоре будут сокращать 300 тыс. госслужащих, в том числе 160 тыс. милиционеров. Что с ними делать? Нельзя же этих людей просто выгнать на рынок труда и сказать - плывите, как можете. Нам нужны квалифицированные центры переподготовки. Но на какие профессии? Мы задаем простой вопрос - какие специалисты будут нужны на рынке труда через три месяца, через год, через пять лет? Нам никто не может ответить. Скажем, на сегодняшний день самая популярная профессия это продавец. Но каждый день становится все больше онлайн-продаж. Так что будет через пять лет с продавцами? Нужно ли нам уже сегодня переориентироваться, чтобы через пять лет не хлынула волна безработных продавцов? Украина срочно нуждается в качественном прогнозе рынка труда. На первых порах - хотя бы для рабочих специальностей. Эту задачу нельзя решить силами Службы занятости или Минсоц-политики. Над данной проблемой должны комплексно работать Минфин, Миэкономики, Мин-образования совместно с аналитическими центрами.
Безусловно положительным является включение в перечень уязвимых на рынке труда категорий вынужденных переселенцев. В случае трудоустройства таких людей работодатели получат компенсацию на оплату их труда. Но только в течение шести месяцев и при условии, что такие сотрудники будут работать не менее года.
С другой стороны, украинский список категорий, нуждающихся в государственной поддержке при трудоустройстве, не включает несколько позиций, наличествующих в Конвенции МОТ о содействии занятости и защите от безработицы - работников-мигрантов, находящихся в стране на законных основаниях, и работников, потерявших работу из-за структурных изменений (сокращенных в связи с закрытием предприятий).
Еще одна новелла, в этот раз из австрийского опыта, - создание социальных предприятий. Субъектам малого предпринимательства, в которых не менее 50% численности штатных работников относятся к категориям граждан, недостаточно конкурентоспособных на рынке труда, будут предоставлены налоговые льготы - по аналогии с предприятиями инвалидов. То есть такие социальные предприятия будут освобождены от уплаты налога на прибыль. А создавать их, по замыслу чиновников, станут бывшие безработные, которым Нацагентство занятости будет предоставлять финансовую поддержку на открытие собственного дела. Впрочем, этим Госслужба занятости занимается и сейчас.
Итак, если до последнего времени деньги давали практически под любой проект, вплоть до торговли на рынке, то в будущем обещают преимущественно финансировать создание таких частных предприятий, где будет создано не менее пяти рабочих мест.
Еще один важный момент в работе будущего Нацагентства занятости - это передача некоторых функций по трудоустройству частным компаниям на условиях аутсорсинга. По сути, на средства, которые собирает Фонд общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы, смогут претендовать и частные рекрутинговые компании. Впрочем, какой именно будет процедура отбора субъектов хозяйствования - в Минсоцполитики не уточняют. Остается неясным и то, какие стандарты установят для поставщиков услуг по трудоустройству и каким образом будет проводиться мониторинг и оценка выполнения переданных функций.
Много вопросов остается и относительно создания единой базы вакансий, полученных от работодателей, частных посредников на рынке труда, а также базы резюме зарегистрированных безработных и других соискателей. С одной стороны, не так много работодателей, согласных вносить свои вакансии в единую базу, а с другой - далеко не все рекрутинговые агентства горят желанием делиться своими данными. "Нацагентство занятости должно взаимодействовать с частными компаниями на партнерских началах. Например, обмениваться вакансиями, но не навязывать своих кандидатов. Или предлагать людей на открытые клиентами агентств позиции, но на общих основаниях", - полагает Татьяна Пашкина. Очевидно, что все нюансы сотрудничества с работодателями и частными агентствами должны быть прописаны на законодательном уровне, но эта работа еще впереди.
Да и в целом преждевременно говорить о том, в каком виде законопроект о реформировании госуправления в сфере занятости попадет в Верховную Раду. В Минсоцполитики признаются, что у министерств, федераций профсоюзов и работодателей, общественных организаций и международных экспертов есть еще много замечаний и предложений к документу.
Главной задачей Нацио-нального агентства занятости станет создание государственной сервисной службы, полезной и работодателям, и соискателям. Мы планируем создать унифицированную базу вакансий. Для этого необходимо обязать работодателей сообщать обо всех открытых вакансиях, поскольку часть из них сегодня закрывают кадровые службы самих предприятий, а часть - рекрутинговые агентства. То есть, если даже и есть вакансия на заводе или в банке, то она просто не доходит до центров занятости. Между тем, например, в Швеции в общую базу попадает 97% вакансий. Их национальное законодательство выписано таким образом, что работодатель обязан сообщить о том, что ищет работника, в государственную службу занятости. Этот опыт нужно заимствовать.
В целом получать информационно-консультационные и профориентационные услуги по поиску работы можно будет в онлайн-режиме, как это происходит в развитых странах.
Мы планируем изменить законодательство таким образом, чтобы бороться с безработицей в долгосрочной перспективе, чтобы человек был заинтересован найти работу, а не становиться на учет исключительно ради пособия. Мы меняем само понятие "подходящая работа" - она будет включать приобретенный за всю профессиональную карьеру опыт работы, а не только то, что записано в дипломе. Для подтверждения навыков достаточно будет пройти проверку в центре профессионально-технического образования. Кроме того, будет уточнено понятие транспортной доступности в соответствии с европейской практикой. Подходящей будет считаться работа, если время проезда к ней не превышает двух часов или расстояние до нее не более 60 км. Для сравнения: сейчас работа в Киеве не считается подходящей для жителей соседних Броваров или Боярки.
Еще одно немаловажное новшество - уменьшение продолжительности выплаты пособия по безработице для лиц, уволенных с последнего места работы без уважительных причин, до 180 дней. Размер пособия по безработице будет больше зависеть от реального страхового стажа - с продлением с 10 до 30 лет с пропорциональным определением размера помощи. Изменение принципов выплаты пособия по безработице позволит экономить свыше 1 млрд грн ежегодно.