Как не превратить реформу в пиар-выхлоп
Среди политиков очень мало тех, кто может похвастаться реальным представлением о том, какая реформа нужна таможенной системе. Это хорошо видно по информационному фону последних недель, когда копья ломаются преимущественно вокруг вопроса подчиненности системы. Судя по настроению депутатского корпуса, реформа таможни грозит вылиться в банальный передел сфер влияния и борьбу за возможность назначать главой ведомства своего человека. На самом же деле подчиненность - явно второстепенный вопрос. Это доказывает международный опыт: таможня эффективно работает, будучи встроенной в разные управленческие вертикали, где-то она объединена с пограничной службой, где-то с фискальной, где-то напрямую подчинена министерствам финансов или экономики. Однако в наших реалиях баталии именно вокруг подчиненности могут стать серьезным тормозом для настоящих изменений в системе.
В ближайшее время парламент собирается рассмотреть два правительственных законопроекта, которые ставят целью слияние таможни с налоговой (№4510 и 4515). В пояснительной записке говорится, что оба документа разрабатывались по требованию МВФ. Первый предлагает увеличить количество заместителей главы Государственной фискальной службы (ГФС). Второй - ликвидировать таможни как самостоятельные юридические лица, сделав их структурными подразделениями областных управлений ГФС. Предполагается, что такой шаг оптимизирует структуру территориальных органов фискальной службы и позволит сократить численность работников (о сокращении аппарата ГФС разговоры идут уже третий год). Бразды правления таможней будут сосредоточены в руках главы Государственной фискальной службы (именно он будет назначать руководителя таможни). А тот, в свою очередь, будет назначаться Кабмином по представлению премьер-министра, основанном на предложениях Минфина.
Оба законопроекта - продолжение инициатив прошлого правительства, которое также настаивало на слиянии ведомств. Однако такой план не нравится депутатам. В профильном парламентском комитете утверждают, что результатом таких трансформаций могут стать задержки таможенных оформлений, что приведет к неоправданным затратам из госбюджета на смену вывески, печати, пломб и т. д. "Также это усложнит обжалование действий и решений должностных лиц таможни", - полагает член комитета по налоговой и таможенной политике Татьяна Острикова.
Между тем в профильном парламентском комитете разработан альтернативный законопроект - "О Национальной таможенной службе Украины" (№3763). Он предлагает сделать таможню независимым органом, назначить ей отдельного руководителя и подчинить ее напрямую Минфину. Предполагается, что новое ведомство возьмет на себя защиту таможенных интересов и таможенную безопасность страны, регулирование внешней торговли, защиту внутреннего рынка. "По сути, речь идет о создании государства в государстве - совершенно отдельной структуре, которая никому не подчиняется. Для бизнеса тут могут возникнуть серьезные риски", - отмечает вице-президент УСПП Юлия Дроговоз.
Каждая из концепций имеет своих сторонников и противников. Ранее Гостаможслужба была самостоятельным органом. С налоговой ее объединили только в конце 2012 г., образовав Министерство доходов и сборов. "После слияния таможня начала приносить госказне больше доходов, она стала более фискально-ориентированной", - констатирует эксперт по вопросам налоговой политики Института общественно-экономических исследований Юрий Федчишин. По его словам, хотя у налоговой и таможни разные функции, целесообразно, чтобы действия этих ведомств координировались из одного центра - ведь зачастую их интересы противоречат друг другу.
Одновременно есть и опасения, что растворение таможни в налоговой снизит в разы качество ее работы. "Налоговые органы на местах не в состоянии обеспечить выполнение функций таможни. Вертикаль управления таможенными органами будет размыта и не сможет поддержать их эффективную работу. Поэтому ее нужно отделять и отдавать под Минфин", - убеждена Юлия Дроговоз.
Однако большинство экспертов считают, что предлагаемые народными депутатами изменения имеют весьма отдаленное отношение к эффективности работы таможни. Депутатский законопроект не дает этому органу никаких дополнительных полномочий, которые могли бы усилить его позиции и превратить в действительно качественную сервисную службу. Ключевые изменения касаются только структуры, подотчетности и подчиненности ведомства. "Коренное изменение - это вопрос определения непосредственного главы таможни, а де-факто - сферы влияния на него. Меняется механизм назначения первых лиц таможни, а также уменьшается влияние Кабмина в пользу Минфина", - отмечает руководитель ОО "Публичный аудит" Максим Гольдарб.