Восточное и западное Рождество. Когда на самом деле родился Иисус Христос
В последние годы одной из традиций украинского Рождества стала волна хайпа на тему, когда же "Бог ся рождає" — 25 декабря или 7 января
Тяжелые будни первохристиан
Начнем с того, что первохристиане Рождество не отмечали и тем более не праздновали. Совсем. У них вообще не было праздников. В частности, согласно работам теолога Оригена, автора понятия "богочеловек", в III в. христиане отмечали только воскресенье (еженедельно), пятницу перед Пасхой, Пасху и пятидесятницу. Акцентируем — именно отмечали, а не праздновали. Не зря живший во второй половине II в. римский философ-платоник, самый известный античный критик христианства Цельс в своей книге "Истинное слово", помимо прочих обвинений в адрес последователей новой религии, ставил им в вину и отсутствие праздников.
Впрочем, совсем ранние первохристиане отмечали старозаветные Песах и день субботний. Но вскоре разделение между почитателями Старого и Нового заветов стало необратимым. Что любопытно — здесь не обошлось без денежного вопроса.
Каждый взрослый мужчина-иудей добровольно платил налог на храм – 2 драхмы ежегодно. Платили этот налог и Иисус с апостолами. Об этом есть упоминание в Евангелии от Матвея (17:24-27). Изложим этот эпизод кратко – в Капернауме сборщик храмового налога потребовал у Петра оплатить налог за себя и Иисуса. После этого Иисус отправил Симона удить рыбу, мол, во рту первой же пойманной рыбы обнаружится статер – монета в 4 драхмы (как раз требуемая сумма). Статер в рыбе, естественно, нашелся, и налог был уплачен.
После разрушения храма в 70 г. н. э. император Веспасиан сохранил храмовый налог, но уже под названием Fiscus Judaicus. Правда, отнюдь не как добровольный, к тому же распространив его на женщин и детей. Собранные деньги шли в пользу храма Юпитера Капитолийского, являющегося для римлян символом власти, силы и вечности Рима. В этом храме, в частности, заседал Сенат. Для иудеев передача денег на языческий храм являлась преступным нарушением заповедей, но куда деваться?
Наиболее жестко Fiscus Judaicus взыскивался во время правления императора Домициана (81-96 гг. н. э.), при котором им обложили еще и людей, ведущих "иудейский образ жизни". То есть даже языческие секты, идеология которых вобрала в себя элементы иудаизма, а также первохристиан. Это стало последним толчком к окончательному разводу христианства (до того считавшегося одной из многочисленных сект внутри иудаизма) и поклонников Старого завета. Сам налог был необременительным, но отдавать деньги на языческий храм было неприемлемо, поэтому христианские общины официально обратились к императору с просьбой считать их вероучение абсолютно отдельной от иудаизма религией.
Приблизительно в это же время христиане переносят день поклонения Богу с субботы на воскресенье — день, когда воскрес Христос. Это, заметим, полностью укладывалось и в языческую традицию Рима. У римлян это был день поклонения божественному Солнцу, что до сих пор зафиксировано в английском — Sunday и немецком – Sonntag. Когда христианство стало государственной религией, вполне языческое Солнце тут же христианизировали. Солнце, ссылаясь на Книгу пророка Малахия (4:2), приказали считать воплощением Христа: "А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его…" Факт запомним — это тоже важно в ключе истории возникновения праздника Рождества.
Нет жизни без праздника
Новая государственная религия завладела массами не сразу. Языческие традиции еще долго жили и процветали. Опять же, гонимая "катакомбная" церковь по определению не могла иметь громких и пышных празднеств, в чем откровенно проигрывала предшественницам с их выработанной и отточенной на протяжении столетий яркой и красочной драматургией торжеств и мистерий.
Даже принявшие христианство по привычке праздновали старые праздники (чтобы понять, насколько традиции праздников живучи, достаточно вспомнить наш "Старый Новый год"). Живший во II в. теолог и писатель Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан, первый, кто выразил концепцию Святой Троицы, в книге "Об идолопоклонстве" упрекал своих, на тот момент еще "катакомбных", единоверцев за участие в праздничном оформлении своих жилищ: "Во время языческих торжеств дома у христиан и двери у домов их отличаются теперь более, нежели у язычников, множеством светильников и лавровых венков…" И далее: "Пусть другие возжигают светильники, которые не составляют света истины; пусть другие вешают на дверях лавровые венки, которые некогда будут жечь людей, угрожаемых уже и ныне вечным огнем".
Обратим внимание — это было сказано за столетие до того, как христианство стало государственной религией. Ситуация интересная — с одной стороны, верующие во имя Христа были готовы оказаться на арене Колизея, а с другой — душа желала праздника. Если для самых истовых хватало торжественного чтения Евангелий в кругу единомышленников, то обычным людям хотелось еще и чего-то большого и яркого. Тем более что праздники со всеми сопутствующими действами играли громаднейшую роль в жизни как индивидуумов, так и общества в целом. Люди уже не верили в старых богов, но веночки и иллюминация — это же так красиво и торжественно. Тут вспоминается позднесоветский "Первомай" — когда народу уже стали глубоко безразличны лживые лозунги, а на первое место вышли шарики, цветы, оркестры, демонстрация обновок коллегам и самогон под шашлычок на маевке.
Языческие праздники массово отмечались и после победы христианства. Сначала власти и Церковь с этим попытались бороться запретами, но поняв, что грозное "нельзя" ничуть не помогает, решили попросту возглавить процесс, превратив языческие праздники в христианские. Тем более что государственная религия остро нуждалась в собственных праздниках, сопровождаемых столь любимыми широкими массами пышными церемониями, шествиями и прочей мишурой. Плебс жаждал шоу.
Рождество Христово вместо Рождества Непобедимого Солнца
День зимнего солнцестояния, после которого в Северном полушарии начинает увеличиваться день, широко отмечали почти все народы Европы едва ли не с каменного века. Праздновали его и в Римской империи. В частности, в 45 г. до н. э. Юлий Цезарь в своем юлианском календаре установил 25 декабря как дату зимнего солнцестояния, но праздник тогда был из разряда полуофициальных. Его формализовали только около 273 г., когда император Аврелиан на 25 декабря узаконил празднество Dies Natalis Solis Invicti — Рождество Непобедимого Солнца.
Тем временем первохристиане Рождество Христово, повторимся, вообще не праздновали. Во-первых, в античном мире дни рождения практически не отмечали. Во-вторых, точный день и даже год рождения Христа до сих пор неизвестны — установлено только, что это случилось между 7 г. до н. э. и 4 г. н. э. В евангелиях нет никаких конкретных указаний по этому поводу. Посвященные Рождеству сюжеты в христианском изобразительном искусстве впервые появляются только с VI в.
К слову, забегая наперед, отметим, что исходя из евангелий, Христос никак не мог родиться в декабре-январе. Конечно, климат в Иудее довольно теплый. Особенно в сравнении с нашим. Но все равно зимой там довольно холодно, плюс затяжные дожди. Назначать на такой период перепись, когда каждый должен явиться на место рождения, — нецелесообразно, тем более в балансирующей на грани очередного бунта Иудее. Кому нужно разжигать недовольство на ровном месте?
Многие исследователи обращают внимание и на пастухов, пришедших поздравить родившегося Мессию: "Были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего" (Евангелие от Луки, 2:8). Вот только в декабре-январе, учитывая погоду, никто стада на выпас в поля не выводил. В это время в Иудее живность содержали или в кошарах, или в многочисленных пещерах.
Итак, первоначально Рождество Христово стали отмечали 6 января, одновременно с появившимся в III в. праздником Богоявления, или Крещения Господня. Историки и богословы до сих пор спорят, когда же церковь заместила Dies Natalis Solis Invicti на Dies Natalis Christi Invicti. Есть упоминания, что Рождество Непобедимого Солнца в Риме отмечали еще в 336 г. Восточные Церкви (позже ставшие Православными) начали праздновать Рождество Христово несколько позже. Здесь стоит вспомнить яркую проповедь Иоанна Златоуста про "день рождения Спасителя нашего Иисуса Христа… несколько лет тому назад перенесенный с Запада", произнесенную им в Антиохии 25 декабря 386 г. В Восточных Церквях празднование Рождества приживалось с трудом. В Египте стараниями св. Кирилла оно утвердилось только в 433 г. В Палестине это случилось вообще только в последней трети VI в. и то лишь после указа императора Юстиниана I.
До "календарного раскола" 1588 г. все христианские церкви колядовали в один день 25 декабря по юлианскому календарю (других в Европе и не было). Но потом Папа Римский Григорий XIII ввел более точный календарь, получивший название григорианского. Восточные же церкви продолжили пользоваться юлианским. Если учесть расхождение в календарях, то православное Рождество успело выпасть на 4, 5, 6 и 7 числа григорианского января. А начиная с 2101 г. колядовать придется уже 8 января. С учетом этого сакрализация цифры "7" выглядит не слишком убедительно.
В целом же, исходя их изложенного, можно сделать такие выводы:
- Привязка Рождества к определенному дню искусственна, но это никак не влияет на духовное содержание праздника, была бы вера.
- Противостояние 25 декабря и 7 января не имеет никакого отношения к вере, христианству и Христу — это исключительно дань устоявшейся традиции и привычке.
- Христос Ся рождає! Славімо Його!