Таганрог наш? Нужно ли Украине претендовать на Ростовскую область
Среди патриотически настроенных, но слабо знающих историю соотечественников до сих пор популярен "факт", что в 1954-м Крым не просто вошел в состав Украины, а якобы был обменян на Таганрог и прилегающие к нему территории
После оккупации и аннексии Россией Крыма этот тезис буквально захлестнул социальные сети и даже всплыл в некоторых СМИ. Среднестатистический пост "за Таганрожчину" выглядит приблизительно так: "В 1954 г. состоялся обмен территориями. За солончаковый и засушливый Крым Украина отдала РСФСР Таганрог и окружающие его богатые черноземные земли, общей площадью сравнимые с полуостровом. В связи с аннексией Крыма Украина на международном уровне теперь должна требовать возвращения Таганрога и таганрогских земель". Несмотря на многочисленные опровержения, эта байка регулярно всплывает в социальных сетях до сих пор.
Что "Таганрог наш!" регулярно напоминает и Антон Павлович Чехов, родившийся "в живописном украинском городе Таганроге". Правда, в автобиографии писателя сказано: "Я, А. П. Чехов, родился 17 января 1860 г. в Таганроге", — безо всяких эпитетов и определений, официальная "бюрократическая" автобиография таковых не предусматривает.
Вышеупомянутые фейки распространяются из самых лучших патриотических побуждений, но на самом деле играют исключительно на руку пропагандистам страны-агрессора: "Смотрите, мол, какие эти хохлы тупые — верят в такую легко опровергаемую чушь!" После этого можно приводить самые веские доводы и аргументы о том, как Россия нагло оттяпала кусок Украины, но все они разбиваются с ухмылкой: "Ага, ты еще Чехова процитируй и, как Крым на Таганрог поменяли, расскажи!"
Два рождения Таганрога
Город Таганрог появился на карте в результате Азовских походов царя Петра Алексеевича в 1696–1698 гг. По его повелению была заложена крепость Троицк-на-Таганском рогу. Как тогда водилось, проектировали ее иностранные инженеры, а строили преимущественно запорожские казаки. Последнее неудивительно: перемещать огромные массы людей с территории далекого Московского царства было неразумно.
После провального Прутского похода в 1711 г. Петр был вынужден подписать позорный мирный договор, согласно которому Османской империи возвращались все ранее завоеванные у нее земли, а Таганрог подлежал разрушению. Тогда же русские впервые уничтожили собственный флот — оставшиеся без базы корабли были сожжены. К слову, впоследствии утопление собственных кораблей стало славной традицией российских военных моряков.
Вскоре приазовские земли султан передал Запорожской Сечи, признавшей себя вассалом Высокой Порты.
Летом 1734 г. в полковом городе Лубны между запорожцами и Российской империей был подписан договор, закрепляющий переход Войска Запорожского Низового под российский протекторат. Петербург готовился к очередной войне против Турции и остро нуждался в казачестве. Русско-турецкая война 1735–1739 гг. для империи окончилась провалом. Тем не менее кое-что удалось отщипнуть: согласно Белградскому мирному соглашению 1739 г. Россия возобновила утраченный контроль над Азовским побережьем, правда, без права строить укрепления и содержать флот.
Получив свое, Петербург вскоре забыл о предоставленных в Лубнах гарантиях: в 1746 г. место, где ранее располагался Таганрог, было исключено из состава запорожских земель. После победы в русско-турецкой войне 1768–1774 гг. Петербург получил право на крепости и флот. Началось активное восстановление Таганрога — и опять-таки преимущественно руками украинцев. В 1784 г. Таганрог утратил статус крепости, зато приобрел статус города. Сначала он входил в состав Екатеринославского наместничества, после — одноименной губернии. Лишь в 1887 г. Таганрог был передан в Область Войска Донского. Согласно переписи 1897 г. в Таганрогском округе проживало 61,7% украинцев и только 31,7% русских.
Бумажная война за город
Малоизвестный широким массам факт: в марте–апреле 1918 г. Таганрог успел побыть в статусе столицы марионеточной Советской Украины (место пребывания Народного секретариата и ЦИК Советов УССР). Позже город вошел в состав Украинской державы гетмана Скоропадского. Большевики изначально тоже признали Таганрог и округ этническими украинскими землями: в марте 1920 г. "Таганрожчина" вошла в Донецкую губернию УССР и только в 1924 г. оказалась в составе РСФСР, причем произошло это не без конфликтов. Что любопытно — многолетний пограничный спор велся не столько столицами (Харьковом и Москвой), сколько на уровне местных властей.
16 апреля 1920 г., согласно постановлению Всеукраинского центрального исполнительного комитета (правительство УССР) за подписью его председателя Григория Петровского, были утверждены границы Донецкой области, в состав которой, в частности, вошел и "Таганрогский округ весь целиком".
Ответ российской стороны не заставил себя долго ждать. 21 апреля 1920 г. Донской исполком за подписью его управделами товарища Афонина распространил телеграмму следующего содержания: "Донисполком вновь подтверждает свое постановление от 27 марта 1920 г., что границы Донской области остаются прежними".
Вышеупомянутое постановление было опубликовано в газете "Советский Дон" (№40). Там, в частности, сообщалось, что "Донская область сохраняется в старых границах. Окружным исполкомам предложено принять срочные меры по обратному включению в состав всех местностей, отошедших к другим губерниям".
Каждая из сторон спора искренне считала Таганрог своим и слала в город взаимоисключающие предписания, что крайне нервировало местных товарищей. 24 апреля 1920 г. окружная партийная конференция Таганрогского округа даже отправила по этому поводу телеграмму, адресованную всем заинтересованным лицам — председателю Совнаркома Ленину, председателю ВЦИК Калинину, губисполкому в Луганске и Донисполкому в Ростове-на-Дону, где выразила возмущение неразберихой, творящейся вокруг вопроса о границах Донецкой губернии и Донской области: "Луганск телеграфно предписывает Таганрогу… подчиняться ему, жаловались на жизнь товарищи из Таганрога. Ростов-на-Дону на это телеграфирует, что границы Донской области остаются прежними… Представители Луганска грозят представителям Таганрога арестом вооруженной силой. Партийная конференция убедительно просит прекратить безобразия, окончательно дезорганизующие работу Таганрогского ревкома".
Москва тут же одернула товарищей в Ростове-на-Дону, отправив ряд грозных телеграмм от имени ЦК ВКП(б) и НКВД. Одновременно Луганску было предложено уладить конфликт с соседями путем создания административной комиссии. Последнее, кстати, ярко продемонстрировало, что государственность республик в СССР была фикцией, а Москва рассматривала границы между ними исключительно как административные.
Окончательное решение политбюро
Если товарищи из Донской области свои претензии аргументировали экономическими связями, мол, Таганрог — морские ворота Ростова-на-Дону, то украинская сторона акцентировала на национальном составе округа. 28 апреля 1924 г. были обнародованы тезисы Таганрогского исполкома, подтверждающие, что Таганрог и его округ не должны быть отделены от Донбасса и Украины.
В частности, там напоминалось, что, "по данным переписи Донбасса за январь–февраль 1923 г., по Таганрогскому округу украинского населения было 77%, русского — 18%, прочих национальностей — 5%". Сравнение этих данных с данными Всероссийской переписи за 1897 г. показывает, что за 26 лет украинское население выросло на 15,3%, а русское население сократилось на 13,7%. Следовательно, несмотря на то что в течение 26-летнего периода Таганрогский округ был искусственно отделен от Екатеринославщины (Украины) и присоединен к бывшей Области Войска Донского, регион тяготел к Украине, а не к России. Исторически Таганрог лишь в некоторых станицах заселялся русскими казаками, коренным населением были потомки запорожских казаков.
Кроме того, исполком акцентировал на несостоятельности экономических аргументов Ростова: "…Никаких таможенных границ между образующими Союз республиками нет; и их основное экономическое единство неразрывно, так, например, пути сообщения, аппарат внешней торговли и т. п. и т. д. у всех республик Союза общие, поэтому ничто не мешает соседям пользоваться портом".
Тем не менее из Ростова продолжали давить на Москву, Харьков и Луганск, а аргумент о преимущественно украинском населении "Таганрожчины" рассматривался как несостоятельный. Ссылаясь на Вседонецкую перепись населения 1923 г., отмечалось, что только 44,6% населения округа разговаривает на украинском языке и что даже те, кто определил себя как украинец, являются населением, ассимилированным с русскими.
В итоге лобби Юго-Восточной области, образованной 13 февраля 1924 г. путем объединения Донской и Кубано-Черноморской областей, Ставропольской и Терской губерний, оказалось сильнее. 11 июля того года на заседании политбюро ЦК РКП(б) было принято постановление о желательности присоединения Таганрога и Александро-Грушевского района к Юго-Восточной области. Уже 24 июля была создана правительственная комиссия, ответственная за проведение новой границы.
В Украине с решением Москвы смирились не сразу. В частности, на предприятиях и в парторганизациях Донбасса прошли многочисленные собрания, принявшие резолюции о неделимости Донецкой области, но это не помогло.
Сегодня, после тотальной многолетней русификации, только 3% жителей "Таганрожчины" идентифицируют себя как украинцы, а о некогда огромном украинском языковом море напоминают только отдельные островки уже преимущественно русского суржика, сохранившегося в некоторых селах.
**** При подготовке материалов использован "Сборник документов о пограничном споре между Россией и Украиной в 1920–1925 гг. за Таганрогско-Шахтинскую территорию Донской области", Ю. Галкин, Москва, 2007 г.