• USD 42
  • EUR 43.6
  • GBP 52.6
Спецпроекты

Заместитель министра юстиции Елена Высоцкая о реестре педофилов, химической кастрации и "теории забвения"

В 2020 г. Минюст начал создавать так называемый реестр педофилов. "ДС" поговорила с заместителем министра юстиции Еленой Высоцкой о том, почему так медленно наполняется этот реестр, ведь сейчас в реестре 175 человек, а осужденных за это преступление больше 500, и кто будет иметь к нему доступ

Заместитель министра юстиции Елена Высоцкая
Заместитель министра юстиции Елена Высоцкая
Реклама на dsnews.ua

"ДС" В Украине уже полтора года в тестовом режиме работает Единый реестр лиц, осужденных за преступления против половой свободы и половой неприкосновенности малолетнего (ЕРОПН). Им можно воспользоваться?

Е.В. Здесь есть определенные юридические нюансы. Вы же понимаете, что он не может заработать сразу после того, как 16 января 2020 года вступил в силу Закон Украины "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины о внедрении Единого реестра лиц, осужденных за преступления против половой свободы и половой неприкосновенности малолетнего лица, и усиление ответственности за преступления, совершенные против половой свободы и половой неприкосновенности малолетнего лица". Сначала Минюст разработал порядок ведения этого реестра, IТ-служба создала программное обеспечение. Но главное, что наполняющие эту базу люди должны иметь юридические основания для внесения туда лиц. Конечно, все эти процессы происходили параллельно и начались сразу после изменения законодательства и ужесточения санкций по статьям о половой неприкосновенности детей.

"ДС" То есть реестр пока не работает?

Е.В. Работает только в тестовом режиме. Мы не можем ввести его в так называемую промышленную эксплуатацию, потому что если даже одного лица, которое должно быть туда внесено, там не будет, то он не является действительным. И мы как юристы не можем на него ссылаться.

В настоящее время доступ к этой базе очень жесткий и ограниченный. Более того, каждый специалист, подключаемый к этому реестру, проходит специальное обучение. Все люди, которые недавно были осуждены по статьям, которые касаются половой неприкосновенности малолетнего лица и получили приговоры, в которых указано, что их данные необходимо внести в этот реестр, там есть. Но если суд по какой-то причине пропустил пункт о том, что данные нужно внести в реестр, то у нас есть дополнительная работа, которая занимает определенное время. Прокуратура должна написать ходатайство в суд, получить постановление, позволяющее вносить данные того или иного человека в реестр. А это время. Как только эта работа будет завершена, Минюст разрешит промышленную эксплуатацию ЕРОПН. Пока информация не точная и не полная, то из-за ее недостоверности может произойти ошибка, и человека, осужденного по этим статьям, возьмут работать в одно из детских заведений. И это самое ужасное.

"ДС" За полтора года работы в него внесен лишь 171 человек, а по статистке только в 2020 году в Украине от сексуального насилия пострадали 410 детей. Почему так мало фамилий в реестре?

Е.В. Сейчас их уже 175. Нельзя сравнивать статистику возбуждения уголовных дел с вынесением приговоров. Повторюсь, в законе предусмотрено, что в приговоре суда должно быть отдельно прописано, что лицо должно быть внесено в реестр педофилов. И это определенное ограничение, замедляющее наполнение этой базы. Сейчас в учреждениях Государственной уголовно-исполнительной службы Украины (ГУИС) отбывают наказание более 500 человек, осужденных по статьям, касающимся половой неприкосновенности малолетнего лица. Надо понимать, что Украина в этом направлении делает только первые шаги. Затем, когда мы достаточно придирчиво и осторожно наполним реестр, можно будет говорить об усовершенствовании ответственности.

Реклама на dsnews.ua

Безусловно, преступления, совершенные по этим статьям, страшны, но мы не можем провоцировать людей на другие злодеяния против тех, кто обвинен и получил приговор суда. Очень важно выдержать этот баланс. Педофилия — это психическая болезнь, и с такими осужденными нужно работать, оказывая им психологическую поддержку и регулярно проверять их на адекватность даже после отбывания наказания. Некоторые страны к таким осужденным применяют химическую кастрацию или другое медикаментозное лечение.

"ДС" В 2019 году в Раде проголосовали сразу за два законопроекта, которые касались усиления ответственности за педофилию. Один — авторства Радикальной партии во главе с Олегом Ляшко. Над вторым в течение двух лет работала группа депутатов с привлечением экспертов. В итоге какой вариант законопроекта был принят ВР и попал на подпись к президенту?

Е.В. Я не могу прокомментировать это, мы работаем с действующей редакцией. Но могу сказать, что закон очень взвешенный. Сейчас мы работаем по нескольким направлениям, наполняя реестр. Первое — просим Государственную судебную администрацию разъяснять судам, напоминать судьям, что если слушается дело против половой свободы и половой неприкосновенности малолетнего лица, то в обвинительном приговоре должен быть пункт, касающийся реестра педофилов. Чтобы в будущем мы не имели этой довольно непростой процедуры поиска человека, осужденного по этим статьям. Второе — осужденные за педофилию, которые уже находятся в тюрьмах. Относительно них гораздо легче работать, у нас есть их уголовные дела, и мы знаем их местонахождение. Прокуратура посылает ходатайство — и суд разрешает вносить их фамилии в реестр. И есть третья категория — те, кто были осуждены по советскому кодексу и отбыли наказание. Этих людей уже нет в нашей системе, где они сейчас находятся и кем работают — неизвестно. Это сложная история, которая в основном предполагает работу с архивами, потому что, как правило, такие дела не отцифрованы. Таких людей немного, и они уже достаточно преклонных лет. Но мы тоже должны внести их в реестр, потому что только тогда мы можем считать его полным и достоверным.

"ДС" В первом варианте закона была норма о химической кастрации, но из окончательного документа ее убрали. Почему?

Е.В. Я думаю, что этот пункт из закона убрали благодаря правозащитникам. Мы как общество пока не готовы к таким мерам. Я не исключаю, что со временем такая норма в отношении людей, совершивших преступления против половой свободы и половой неприкосновенности малолетнего лица, может появиться. Но здесь нужно различать уголовное наказание и месть. И нельзя смешивать боль потерпевшей семьи с юридическими вопросами.

"ДС" Когда реестр будет наполнен и заработает, кому планируете в первую очередь предоставить к нему доступ?

Е.В. Эти нормы четко предусмотрены Законом "О создании реестра и усилении санкции в отношении осужденных по статьям против половой свободы и половой неприкосновенности малолетнего лица". Пока доступ имеет только Минюст. Люди, работающие с реестром, имеют специальный ключ доступа. Сам реестр защищен от взлома, в этом вопросе мы сотрудничаем с Министерством цифровой трансформации Украины. Далее закон определяет более широкий круг пользователей. Это правоохранители, но не все, это будет довольно ограниченный круг людей. Еще доступ будут иметь сельские и поселковые председатели, которые назначают руководителей детских учреждений, и сами руководители этих учреждений, а также лечебные учреждения, работающие с детьми. Наши IТ-специалисты сейчас решают, как технически сделать так, чтобы человек мог сделать запрос, касающийся конкретного лица, не получая доступа ко всей базе.

"ДС" Сейчас в Минюст поступают запросы от руководителей учебных заведений относительно лиц, пытающихся устроиться туда на работу?

Е.В. Да, но мы предупреждаем, что сейчас информация неполная. Когда база будет заполнена, мы планируем провести отдельную информационную кампанию. Чтобы для каждого руководителя подобного заведения было нормой проверить нового сотрудника в этом реестре.

"ДС" Планируется ли ввести ответственность для руководителя детского заведения, взявшего на работу сотрудника, не проверив его в реестре педофилов?

Е.В. Пока в законодательстве прямой ответственности за это нет. Но когда реестр заработает, этот вопрос можно поднять и вынести на обсуждение.

"ДС" А есть ли какие-то юридические основания для исключения того или иного лица из этого реестра педофилов?

Е.В. Нет. Но правозащитники поднимают этот вопрос, опираясь на так называемую "теорию забвения". Она базируется на том, что лицо не может отбыть за одно и то же преступление наказание несколько раз. Лишение свободы — уже само по себе наказание. И если наказание произошло и судимость погашена, то "теория забвения" предполагает, что то или иное лицо чисто перед обществом. Но наше общество пока к этому совершенно не готово.

"ДС" Один достаточно известный автор детективов, 20 лет отработавший в правоохранительной системе, однажды сказал, что процент педофилов в обществе почти всегда одинаков. Сейчас статистика меняется, и людей с такими отклонениями становится все больше. С чем это связано?

Е.В. Во времена "без интернета", когда "секса не было", подобные отклонения имели индивидуальную природу. А сегодня, когда вокруг столько пропаганды секса и насилия, а доступ к этой информации легок, процент таких преступлений увеличивается. У человека может не быть психических отклонений, его к совершению преступления может побуждать окружающая среда.

Почему подавляющее большинство людей полагают, что связанные с педофилией преступления совершают только мужчины. Это не так. Сейчас в реестре четыре женщины. Я не могу сказать, что именно они совершили, но в реестре указано, что осуждены они за преступления, предусмотренные частью 3 статьи 153, частью 2 статьи 156 УК Украины (сексуальное насилие и развращение несовершеннолетних. — "ДС").

Чтобы дети не становились жертвами педофилов, с ними нужно разговаривать, и чем раньше, тем лучше. Как говорил в одном из своих интервью доктор Комаровский: "Если вы решили поговорить со своим ребенком о сексе, то вы уже на два года опоздали". Более того, очень часто дети, ставшие жертвами педофилов, вообще не понимали, что с ними происходит. Потому что за этими статьями не всегда стоит изнасилование, и в таких случаях ребенок не понимает, что это посягательство на его половую свободу.

Мы свою сухую юридическую работу сделаем, но общество должно понять, чтобы предупредить такие преступления, необходимо проводить разъяснительную работу в школах. У нас мало кто знает Уголовный кодекс, и я еще раз хочу отметить то, что это страшные преступления и наказания для осужденных по статьям против половой свободы и половой неприкосновенности малолетнего лица — 10–15 лет лишения свободы или пожизненное заключение. Также твоя фамилия всю жизнь будет фигурировать в реестре педофилов.

"ДС" И все же, когда ЕРОПН заработает в полную силу?

Е.В. Мы спешим. Органы прокуратуры с нами работают очень активно. У них сложная часть работы: найти дело, подать ходатайство, получить постановление суда, но они ее делают качественно. Судебные учреждения также пытаются быстро реагировать на запросы прокуроров. Больше времени уйдет на то, чтобы найти лиц, осужденных 20–30 лет назад по подобным обвинениям. Дайте нам полгода. Думаю, что весной смогу назвать четкие сроки, когда реестр педофилов заработает.

    Реклама на dsnews.ua