• USD 41.3
  • EUR 43.5
  • GBP 52.2
Спецпроекты

СБУ использует гостайну как инструмент расправы над неугодными Офису президента — адвокат Закревская

Почему Венедиктова устранила Мамедова от "департамента войны" и какую роль в этой истории сыграла СБУ, "ДС" рассказала адвокат Евгения Закревская

Евгения Закревская
Евгения Закревская / Facebook.com
Реклама на dsnews.ua

"ДС" Генпрокурор Ирина Венедиктова подписала приказ, которым вывела департамент надзора по уголовным производствам в отношении преступлений, совершенных в условиях вооруженного конфликта, из подчинения своего заместителя Гюндуза Мамедова. Зачем она это сделала?

Е.З. Я была на встрече правозащитников с Ириной Венедиктовой 5 июля. Она объяснила причину устранения Мамедова от курирования "департамента войны" тем, что СБУ направила генпрокурору письмо о нарушении Мамедовым режима доступа к государственной тайне. И на основании этого письма, "четко соблюдая установленный порядок и процедуры", Венедиктова устранила Мамедова от курирования департаментом и забрала доступ к гостайне приказом своего и.о. на момент командировки. Что это за нарушения — Венедиктова не сказала, сославшись на государственную тайну.

"ДС" Удовлетворило ли такое объяснение присутствующих на встрече правозащитников и адвокатов?

Е.З. Конечно, не удовлетворило. Такая ситуация явно недопустима в демократическом обществе. И вопрос не только в устранении Гюндуза Мамедова — эффективного лидера и человека, который создал этот департамент, но и вообще — в постоянстве институтов, эффективной работе органов государственной власти. Не могут скрываться основания устранения руководителей такого уровня.

"ДС" Были ли у Венедиктовой претензии к работе Мамедова, и если были, то в чем они заключались?

Е.З. Причины устранения Мамедова очень важны, учитывая его должность и то, что "департамент войны" имеет дело с чувствительной информацией, с пострадавшими, свидетелями, в том числе и на оккупированной территории, Венедиктова отметила, что не стоит волноваться, "ничего страшного там нет".

Фактически генпрокурор с подачи СБУ устранила лидера стратегически важного департамента, ключевого во время войны с РФ, на основании незначительных нарушений, о которых даже "не стоит волноваться". А суть этих нарушений общественности никто не сообщит, это — "государственная тайна". При этом руководительница Офиса генпрокурора отметила, что работой Гюндуза Мамедова и департамента в целом довольна, и это решение не связано с неэффективностью работы Мамедова.

Реклама на dsnews.ua

"ДС" Почему у Мамедова забрали доступ к гостайне, ведь таким образом ему фактически закрыли доступ к большинству резонансных дел?

Е.З. При обсуждении в Офисе генпрокурора вспомнили, что на самом деле "государственная тайна" и процедурные вопросы вокруг нее уже не впервые используются для устранения неугодных. Именно так, например, СБУ пыталась устранить Зураба Аласанию от руководства Общественным вещанием. Но очевидно, что Общественное оказалось более устойчивым институтом, чем Генеральная прокуратура. Ведь тогда попытки СБУ не были успешными.

Возможность СБУ использовать гостайну как инструмент расправы с неугодными Офису президента фигурами и скрывать реальные причины таких кадровых решений от общественности — не свойственны демократическому обществу. Если это можно сделать тайным письмом СБУ из-за чего-то незначительного и неважного, о чем даже не стоит волноваться — тогда у нас большие проблемы. Не у Мамедова, а именно у этой институции, у нас, у общества, у государства Украина. Не может организация быть постоянной, если отсутствует прозрачность в таких вопросах, как назначение или устранения руководителя высокого уровня.

"ДС" Говорят, что Мамедов отказался форсировать расследование Иловайской трагедии и Дебальцево, и вписывать имена бывшего военного руководства в подозрения. Прокомментируйте, пожалуйста, такую версию.

Е.З. Вопрос Иловайска и Дебальцево я слышала, но официально ставить в вину Мамедову эти дела Венедиктова не стала. Более того, я не считаю, что решение об отстранении Мамедова было принято в ОГП. Очевидно, что оно принималось в Офисе президента. А вот при участии президента или нет — это открытый вопрос.

    Реклама на dsnews.ua