Разумно ли, что Украина набросилась на Венгрию из-за газового контракта с Россией — интервью с Евгением Магдой
Об украинско-венгерском газовом конфликте "ДС" поговорила с директором Института мировой политики Евгением Магдой
"ДС" Венгрия договорилась с Россией о поставках газа в обход Украины. Наш МИД отреагировал публичным обвинением Будапешта в подыгрывании Кремлю. Правильной ли была такая жесткая реакция?
Е.М. Такая жесткая реакция, по моему мнению, была ошибкой, поскольку эта ситуация в значительной степени обусловлена тем, что Украина упустила момент, когда Венгрия должна была договариваться по газовому вопросу. Это не значит, что Украина должна уступить Венгрии в ряде вопросов. Но то, что вместо сотрудничества со страной — транзитером российского газа мы получили такую проблему, — очевидный проигрыш.
Кстати, о подписании соглашения Петер Сийярто объявил еще 30 августа на Петербургском экономическом форуме. Но у нас не нашлось среди ответственных за внешнюю политику и энергетику никого, кто должен был бы мониторить открытую информацию и доложить начальству. По крайней мере, можно было хотя бы вовремя выразить беспокойство.
Что касается собственно контракта, скорее всего, Россия предложила Венгрии более выгодную цену, чем та, которая была бы при транзите через территорию Украины. Обычно эту цену никто открывать не будет, но это понятно, исходя из того, что Москва использует газ в качестве энергетического оружия. Венгерские власти, в свою очередь, очень заинтересованы в возможных скидках, поскольку в следующем году у них будут парламентские выборы, где важным фактором будет стабильность экономической ситуации внутри страны.
"ДС" Еврокомиссия пообещала проверить венгерско-российский контракт на предмет угроз энергетической безопасности Европы. Может, нам следовало бы дождаться выводов ЕК, а потом уже решать — выносить или не выносить конфликт в публичную плоскость?
Е.М. Думаю, Еврокомиссия вряд ли сможет повлиять на ситуацию существенно, потому что газ и нефть ни разу не были предметом санкций со стороны ЕС начиная с 2014 года. Думаю, что европейское право не распространяется в данном случае на вопрос поставки газа.
"ДС" Отвечая на обвинения Киева, в Будапеште снова вспомнили о языковых притеснениях венгров в законе об образовании и снова пообещали блокировать вступление Украины в НАТО. То есть весь прогресс в примирении с Венгрией разрушен, а газовый контракт все равно подписан — такой сейчас выглядит ситуация...
Е.М. Они просто продолжают свою политику, которую проводят с момента принятия Украиной закона об образовании. С тех пор Венгрия срывала заседания комиссии Украина — НАТО, сделав исключение лишь весной этого года, когда была российская военная угроза у границ Украины. Но не думаю, что в нынешней ситуации нам можно рассчитывать на подобные исключения.
И вообще рассчитывать на какое-то потепление с Венгрией сейчас очень сложно. Мы должны быть готовы, что Венгрия воспользуется эмоциональной реакцией Украины и постарается развить успех и продолжит давить на Украину, для чего сейчас получила формальные основания, обвинив нас во вмешательстве в ее внутренние дела. Надо понимать не только то, как те заявления прозвучали, но и то, как они будут разгоняться медийно. Российская пропаганда точно подхватит заявления Сийярто и главы канцелярии Орбана Гергея Гуйяша. Итак, проблема достаточно серьезная, и исправить ее будет сложно.
Я бы позволил себе предложить Украине поискать посредничество в лице Польши, в которой с Венгрией неплохие отношения. И таким образом хотя бы сделать невозможным углубление проблем в наших отношениях в будущем.
"ДС" Возможно, Украине следовало как-то повлиять на позицию Венгрии еще на стадии подготовки контракта, до его подписания? Или он готовился в такой строгой тайне, что у нашей разведки и дипломатии нет соответствующих возможностей?
Е.М. Думаю, что дата окончания венгерского контракта на поставку газа большим секретом не была. Так же как не секрет, что Польша несколько лет назад предложила Украине строить интерконнектор между нашими газотранспортными системами, который она уже строит со Словакией, а с нами этот процесс не движется. Потому что Польша с 2023 года перестанет покупать газ в России, а будет брать его в Baltic Pipe — строится такой газопровод. А мы остаемся со своей мощной ГТС и со своими интересами, но не ищем новых возможностей.
"ДС" Очевидно, что добрососедские отношения с Москвой для Будапешта важнее, чем добрососедские отношения с Киевом. Не следует ли нам строить диалог с Венгрией с четким пониманием этой данности, а не устраивать новые кризисы после очередного доказательства российско-венгерской дружбы?
Е.М. Если мы понимаем, что у нас нет других соседей, то должны понимать — политика является искусством возможного, надо искать различные возможности, а не вести диалог в эмоциональном стиле. Стоит помнить, что Венгрия, в отличие от России, не несет военной угрозы для Украины. Будучи членом НАТО и ЕС, она не будет против нас воевать. Но будет действовать так, чтобы мы лучше осознали, с какими барьерами нам придется постоянно сталкиваться на пути к интеграции в ЕС и вступления в НАТО.